Цель изменения системы налогообложения ФЛП под благим намерением создания учебного фонда IT Creative людям не очевидна
Три дня назад - в пятницу 13-го сентября на сайте Президента была зарегистрирована петиция с требованием ветировать изменения в систему налогообложения ФЛП и создание фонда IT Creative. Напомним, что в начале сентября глава Кабмина Алексей Гончарук и глава Налоговой службы Сергей Верланов встретились с представителями IT-индустрии. На встрече речь шла о путях решения проблем официального трудоустройства в отрасли, в частности, и системе ее налогообложения в целом.
Обсуждалась идея создания отдельной налоговой группы для физлиц-предпринимателей, занятых в IT и внедрения шкалы налогообложения, предусматривающей постепенное увеличение налоговой нагрузки с 5 до 10%, доля которого шла бы в так называемый «фонд человеческого капитала». В IT-среде эти идеи восприняли неоднозначно. О чем свидетельствуют и комментарии, и упомянутая уже петиция.
Не голосуем, но вголос кричим
Автор петиции обращает внимание на то, что с первых дней своего правления Президент Украины Владимир Зеленский неоднократно подчеркивал, что ведение бизнеса в Украине нуждается в упрощении, либерализации, устранениия препятствий и ограничений со стороны государства... К сожалению, первые шаги нового правительства оказались прямо противоположными и далекими от провозглашенной либеральной идеологии. По инициативе Правительства и на основе рекомендаций Офиса эффективного регулирования (Better Regulation Delivery Office) предложено увеличить налоговую нагрузку на специалистов области IT, которые преимущественно являются ФЛП 3-й группы, и создать Фонд развития человеческого капитала (т.н. IT Creative) за их счет.
Конкретно предполагается следующая схема налогообложения для пятой группы:
- 5% единого налога (столько сейчас платят ФОПы на третьей группе, популярной среди айтишников)
- 1,5% военного сбора;
- ЕСВ с двух минимальных зарплат;
- сбор на развитие человеческого капитала, который будет расти с 2020 до 2024 года с 1% до 5%, добавляя процентный пункт ежегодно.
В данной ситуации особое возмущение вызывает обоснование Правительством необходимости налогообложения и направление налогов. По словам премьер-министра: «Наше Правительство настроено создать максимально комфортные условия для работы IT-индустрии, чтобы отрасль росла еще больше и быстрее. Одной из проблем, сдерживающей сегодня развитие IT-отрасли, является нехватка кадров...». И поэтому предлагается увеличить налоговую нагрузку (!) для создания фонда, который будет «заниматься» молодыми кадрами, - возмущается автор.
По его мнению, потери бюджета из-за использования схемы «ФЛП вместо найма» просто мизерны по сравнению со многими другими вариантами бюджетного хищения. Поэтому в этом контексте борьба против ФЛП выглядит иррациональной при наличии значительно больших проблем. Напротив, существующий до сих пор опыт невмешательства государства в IT-сферу и низкая налоговая нагрузка должны быть примером для всех остальных сфер экономики Украины. Именно поэтому автор петиции призывает Президента воспользоваться своим правом вето в отношении всех законов об увеличении налогообложения ФЛП вообще и ФЛП в IT-сфере в частности.
Сколько могут стоить вмешательство и невмешательство
Налоговые изменения для айтишников должны были приниматься в виде поправок в Налоговый кодекс осенью этого года. В Раде даже был законопроект №10094. Правда, 29 августа его отозвали. Но правительство выразило намерение оперативно написать новый законопроект с тем, чтобы депутаты успели его проголосовать, и новая налоговая группа была доступна уже с 1 января 2020 года.
На встрече 4 сентября Алексей Гончарук уверял айтишников, что сбор на развитие человеческого капитала направлен на решение глобальной проблемы IT-индустрии: сокращение дефицита специалистов в отрасли. А новая структура будет поддерживать три направления: выделять стипендии талантливым студентам, финансировать ученых, обеспечивать работу IT-лабораторий и кампусов. Премьер-министр заявил, что фондом будут управлять не чиновники, а представители IT-сферы. «Мы хотим, чтобы вы сами распоряжались ресурсами», - подчеркнул Алексей Гончарук. Он надеется, что нововведение позволит IT-отрасли через 10 лет генерировать $13 млрд дохода от экспорта услуг и привлечь 650 тысяч специалистов. По прогнозам экспертов, 2019 год индустрия завершит с оборотом в $5 млрд и «штатом» в 185 тыс. ФЛП.
При этом в последние годы доходы отрасли росли на 20-25% ежегодно. «Ключевой драйвер - невмешательство государства», - неустанно повторяли на различных конференциях топ-руководители отрасли. Если такие же темпы сохранятся, через 10 лет оборот может достичь $40–45 млрд, а не $13 млрд.
Как пишет издание Mind, на встречи топы крупнейших IT-компаний дружно поддержали идею правительства. Правда, каждый из спикеров намекал на дьявола в деталях, предлагая предметно обсудить все нюансы новой модели налогообложения и работы фонда. «Фонд - классная стратегия для трансформации образования. Но успех будет зависеть от внедрения. Поэтому мы бы хотели более подробно обсудить и доработать идею. IT-индустрия руководствуется духом открытости и доверия », - заявил президент ассоциации IT Ukraine, соучредитель, член совета директоров SoftServe Тарас Кицмей. Он подчеркнул, что существующие правила игры уже принесли индустрии $4,5 млрд экспортной выручки, более 150 тысяч IT-специалистов, а 18 украинских аутсорсинговых компаний входят в рейтинг 100 лучших сервисных фирм мира. По словам вице-президента IT Ukraine, генерального директора компании Alcor Дмитрия Овчаренко, отрасль, вероятно, согласится на компромисс: повышение единого налога в 6-7%. Но 10% отрасль просто не осилит.
Карма программиста, может, и выдержит, а вот карман – вряд ли
В комментарии Укринформу, специалист по вопросам учета и налогообложения физических лиц аудиторской группы HLP София Халяпина критикует правительственные предложения за их нелогичность. Нелогично вводить увеличенную ставку налога для IT-ФЛП - это никак не повлияет на отток специалистов и не подтолкнет развитие этой отрасли внутри страны, ведь основной потребитель IT-услуг все еще находится за ее пределами, - утверждает эксперт. По ее мнению, единственное, что дает дополнительный сбор - это баллы в карму каждого программиста, который платит за то, что он вырастил себе преемников за счет этих средств. Бюджет от такого нововведения вообще не выиграет, ведь, по словам премьера, собранные средства будут предназначены исключительно для развития и обучения IT-специалистов. Причем вряд ли отрасль в них нуждается - она и так развивается за счет собственных ресурсов, лучше, чем любая другая, - комментирует София Халяпина.
Цель взыскания двойного ЕСВ, по ее мнению, так же непостижима, ведь по своей природе это не налог, а страховой взнос, который наполняет Пенсионный фонд, фонд страхования от безработицы и несчастных случаев на производстве. Получается, что за счет программистов законодатели решили профинансировать социальные выплаты. Но почему вдруг именно эта категория должна перечислять большие взносы, чем это оправдано? Условия труда программистов не назовешь опасными, они не болеют чаще других и не вынуждены выходить на пенсию раньше. Высокие материи, такие как будущее страны и инвестиции в человеческий капитал - это хорошо, но ЕСВ к ним не имеет никакого отношения, - делится эксперт. - Создается впечатление, что авторы пытались найти компромисс с отраслью, и в их идеях прослеживаются добрые намерения. Но взыскать в бюджет больше денег с IT-сферы можно другими, более эффективными способами. Например, можно было внедрить дополнительные платные лицензии или разрешения, а не создавать «Хоґвартс для умников» с государственным финансированием, из которого, как правило, следует и государственное управление. Ведь не сильно верится в самоуправление там, где к аккумулированию средств прикладывает руку государство.
И что в итоге. В первые три дня за петицию о вотуме недоверия предлагаемым изменениям в системе налогообложения ФЛП и создание фонда IT Creative голосование шло очень слабо. То, что за нее проголосовало лишь полсотни человек из необходимых 25 тысяч, может иметь две причины - либо о существовании этой петиции мало кто догадывается, либо вотум мало кто поддерживает в принципе. Ведь если людям действительно болит, то как мы уже могли убедиться, они группируются вокруг соответствующих протестных петиций буквально за сутки. А тут такое игнорирование кровных интересов. Из этого можно сделать вывод, что ключевые игроки отрасли сошлись с правительством на некоем компромиссе, и рано или поздно он будет реализован путем соответствующих изменений в законодательстве.
Марина Нечипоренко, Киев