После Бундестага выставка о жертвах нынешних войн, в частности – украинской – будет демонстрироваться по всей Германии
С 21 марта по 12 апреля в одном из зданий немецкого Бундестага, Paul-Löbe-Haus, работает выставка «Потрясенный» о жертвах войн и конфликтов XXI века. Прямо в холле огромного здания, где расположены офисы множества депутатов и проходят заседания комитетов, установлены стенды, рассказывающие о 12 очень разных людях из разных стран и с разных континентов. Общее у них одно – они живут в мире, где нет мира.
Автор работ – Тилль Майер, немецкий журналист и фотограф, который побывал во множестве стран, где бушуют кризисы и войны, нередко забытые. О них он в качестве фрилансера постоянно пишет во влиятельное издание Spiegel online, а также местные баварские СМИ (сам Майер живет в баварском городке Бамберг). Рассказывает через призму конкретных людей. Таких как украинка Валентина, 79-летняя жительница деревни Камянка, что недалеко от Авдеевки.
«Война на Донбассе продолжается, даже если мир и отводит глаза», – начинается рассказ о Валентине, сопровождающий фото. До войны в Каменке жило около 700 человек, сегодня – меньше сотни, треть из которых старики. Им, как и другим пожилым людям и инвалидам, живущим вблизи линии фронта, особенно трудно. Помогает в меру сил организация Международного Красного Креста, а также общество Handicap International (помощи людям с ограниченными возможностями), которая работает в Украине с 2015 года.
ПРОЕКТ ГУМАНИТАРНЫЙ
Тема Красного Креста и пожилых людей для Тилля Майера – не просто абстрактные понятия. Сам он уже много лет занимается не только тем, что рассказывает немецким читателям о тех, кто нуждается, но сам активно им помогает.
Именно с такой работы начался «роман» баварского немца с Украиной. В 2007 году он приехал во Львов, чтобы подготовить репортаж о переживших ужасы фашистских концлагерей. И с тех пор неизменно возвращался, причем не только для того, чтобы подготовить очередной пронзительный материал, а чтобы помочь. На своей странице в Facebook, и не только там, Майер организует кампании по сбору средств в рамках своего совместного с Красным Крестом (украинским и немецким) благотворительного проекта помощи жертвам фашизма и сталинизма. На эти деньги немало пенсионеров во Львове могут получать бесплатно лекарства. В начале марта этого года Майер отчитался в очередной раз: собраны еще 12 тыс. евро!
Во время какой-то из поездок во Львов украинские друзья поинтересовались, почему Тилль, так много рассказывающий читателям о конфликтах (свой самый первый репортаж он написал из Боснии, тогда журналисту был 21 год и командировка была своего рода приключением для молодого парня), не напишет о войне в центре Европы, в Украине.
И в 2017 году Майер впервые отправился на восток. Был в разных городах и деревнях на Донбассе, в Мариуполе. Пять раз. В мае планирует ехать снова.
В октябре прошлого года репортер целую неделю провел с подразделениями украинской армии. Был в разных местах, в том числе под Авдеевкой, в 5 км от линии фронта. Где и познакомился с Валентиной.
«Конечно, многое в конфликтах похоже: люди страдают, семьи разорваны, смерти... Но эта война очень необычна. Она выглядит не так, как в других странах, где происходят конфликты», – взволнованно рассказывает автору Тилль Майер.
Он словно снова переживает моменты своей поездки: как заходит в Авдеевке в магазин купить попить, все как обычно, а через 10 минут вдруг оказывается под обстрелами, в окопах. Да и в самом городе слышны разрывы гранат, то тут, то там валяются обломки снарядов. А люди уже даже на это не реагируют, дети играют на площадке, на которую до этого упали 3 ракеты...
«Это пугающе. Это сумасшествие. Это непостижимо!», – говорит мой собеседник.
И при этом, удивляется он, люди даже в этом уродстве войны стараются привнести в свою жизнь что-то доброе, хорошее, красивое: оформляют палисадники, собираются с соседями, накрывая столы, порой прямо на улице, пьют вместе кофе... «Можно гордиться этим, этой волей к жизни», – уверен журналист, повидавший много.
Он скорбит о тех, кого узнал на фронте, и кто никогда уже не вернется домой. Среди них – 19-летняя Олеся из 92-й бригады, убитая на передовой в Бутовке… «Пожалуйста, поймите: когда 19-летнюю девочку убивают в окопе, что-то действительно идет не так. В середине Европы происходит конфликт. И я думаю, что опасно об этом забывать», – написал Майер на своей странице в ФБ.
ПРОЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
Выставка в Берлине – отнюдь не единственный проект Тилля Майера, занимающегося данной тематикой более 20 лет и написавшего по ней более 80 больших репортажей.
Большой его проект называется «Забытые войны». Для Майера, по его словам, важно не просто показывать разрушения, но говорить о гуманитарном аспекте, что война значит для людей. В том числе и для бойцов, для которых это крайне «травматический» опыт. Майер подумывает о новом благотворительном проекте, связанном с этой проблематикой. Но говорить о нем пока не хочет, чтобы не сглазить.
Осенью прошлого года поступила в продажу его новая книжка «Dunkle Reisen» («Темные путешествия») с фотографиями и текстами об Ираке, Газе, Южном Судане, Конго, Колумбии, Кении, Непале, Эфиопии, других странах, включая благополучные США и Чехию. «И конечно об Украине, стране, люди которой мне особенно дороги уже много лет», – говорит автор.
Во время презентаций книги собирались пожертвования. Все для тех же целей – помощи работе Красного Креста во Львове.
Кроме того, Майер с командой единомышленников сняли короткометражный документальный фильм «Зима во Львове». Лента рассказывает о 4 женщинах: пожилой медсестре Ольге Роман, более 55 лет занимающейся социальной работой по линии Красного Креста, 82-летней одинокой Софии Войцихивской, бывшей узнице концлагеря 100-летней Ирине Бьенко-Шуль и Наталье Нагорной, которая более года искала погибшего на Донбассе сына Юрия, чтобы иметь возможность похоронить его. Все они с огромной болью говорят о сегодняшней войне на Донбассе. И надеются, что она закончится.
Фильм, который уже был показан в нескольких странах, в том числе в Италии на фестивале Sedici Corto Film Fesatival, номинирован на приз Fusion Film Festival в Лондоне.
Интересно, что об Украине в родном городе Майера, Бамберге, узнают и в ходе проводимых с 2008 года фестивалей короткометражных фильмов Wiz-Art. В конце января 2019 года на нем были показаны 5 фильмов украинских режиссеров.
ПОЛИТИКАМ В УШИ
Примечательно, что на открытии выставки Майер упомянул буквально пару историй своих героев, которые задели его сильнее всего. Самой длинной из них оказался рассказ о старенькой украинке. И в целом о нашей стране журналист говорил особенно тепло. Хочется думать, что это услышали и немецкие депутаты.
«Данная выставка показывает, что война на востоке Украины далеко не закончилась», – поделился впечатлениями с корреспондентом Укринформа вице-президент Бундестага Томас Опперманн. Он признал, что о войне этой в последнее время практически не пишут в газетах и не говорят в теле- и радионовостях. «В мире сегодня много забытых войн, а та, что идет в Украине, – это так называемый замороженный конфликт, который в то же время остается еще горячим. Это худшее, что может быть: мировая общественность не обращает больше внимания, но одновременно продолжаются страдания. Это трудно переносимая ситуация», – говорит депутат.
При этом, как чисто немецкий, западный политик, тут же добавляет про важность выполнения Минских соглашений и необходимости Нормандской четверки, участником которой является и ФРГ, поскорее снова усесться за стол. И уверяет, что введенные ЕС санкции могут быть сняты не раньше, чем эти самые соглашения будут выполнены. Россию страной-агрессором член Социал-демократической партии Германии, которая постоянно выступает за разработку «новой восточной политики», конечно не называет.
Выставку, которая не просто рассказывает об ужасах войн, но является частью кампании немецкого руководства и общества Handicap International по запрету пехотных мин, кассетных бомб и подобного оружия, увидят не только депутаты и многочисленные гости немецкого парламента. Ее планируют показать в школах, университетах и общественных местах по всей Германии. А через год она снова вернется в Берлин.
Станет ли за этот год в мире хотя бы немного меньше войн и горя?
Ольга Танасийчук, Берлин
Фото автора
Первое фото: Till Mayer, Facebook