Власти планируют отменить монополию государства на производство и оборот этилового спирта. Эксперты предостерегают от спешки
Президент Владимир Зеленский подает в Верховную Раду законопроект О внесении изменений в Закон Украины О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего, касающихся либерализации деятельности в сфере производства и обращения пищевого и других видов этилового спирта. Об этом сообщает пресс-служба Офиса главы государства. На момент написания материала текста документа на сайте парламента еще не было. Но в ОПУ сообщили о главном: госмонополию на производство спирта в Украине планируют отменить уже с 1 января 2020 года, то есть - менее чем через два с половиной месяца. Успеют ли к тому времени должным образом подготовиться к такому шагу, ведь речь идет не только о принятии упомянутого законопроекта, но и о подготовке ряда нормативных актов для его выполнения - например, утверждение условий и алгоритма разгосударствления, определение особенностей лицензирования этого вида деятельности в новых условиях и т.д.? Также новации должны предшествовать практические шаги, связанные, в частности, с инвентаризацией всего, что имеет сейчас украинское спиртовое королевство...
Каждому желающему - по спиртовому заводику: конец эпохи госмонополии
Итак, еще одна сфера экономики - в случае удачного реформирования - должна стать рыночной, и, надеемся, конкурентной и прозрачной. То есть, производство и торговля спиртом, по сути, превратится в обычный вид предпринимательства - как, например, популярная и прибыльная кондитерка. И ожидаемое облегчение для законного бизнеса должно изрядно ударить по теневому (нелегальному и полулегальном) обороту спирта, на чем - что там греха таить? - несмотря на государственную монополию, ловкие дельцы умудрялись зарабатывать и в независимой Украине, и в плановые советские времена.
За последние 10 лет производство легального пищевого спирта в Украине сократилось в четыре раза. Тогда как доля его теневого оборота возросла с 10% в 2007 году до 55% общих объемов потребления в 2019-м. Проект закона призван отменить государственную монополию на производство спирта и способствовать детенизации рынка спирта и ликеро-водочной продукции, - говорится в сообщении пресс-службы Офиса президента.
Законодателям предлагают дать субъектам хозяйствования любой формы собственности возможность производить спирт. Правда, для этого надо будет получить специальную лицензию. Без лицензий нельзя будет заниматься и оптовой торговлей стратегическим продуктом. Касается это и пищевого и других видов этилового спирта. В частности, учреждения здравоохранения и организации зооветеринарного снабжения, получив лицензию, смогут сбывать оптовые партии этилового спирта для медицинских и ветеринарных целей. А еще больше возможностей появится у наших соотечественников зарабатывать на продаже украинских спиртов заграницу - законопроектом предусмотрена полная либерализация экспорта всех видов этой продукции. В частности, производители будут торговать с другими странами без посредничества трейдеров: например, владельцы лицензий на производство могут самостоятельно экспортировать этиловый, этиловый виноградный, этиловый плодовый спирт. Зато импорт такой продукции планируют временно ограничить (до 1 января 2022 г.) - для защиты отечественного товаропроизводителя. Впрочем, речь идет не о запрете импорта пищевого спирта, а о тщательном контроле объемов этой продукции, поступающих в страну: поставлять ее смогут только уполномоченные Кабинетом министров госпредприятия. При этом ценители иностранных алкогольных напитков могут не волноваться: спиртосодержащих изделий и смесей соответствующие ограничения, судя по всему, не будут касаться.
Все это должно обеспечить становление в Украине цивилизованного конкурентного рынка спирта и ликероводочных изделий, - считают в Офисе президента.
Как не ошибиться и не наломать дров
Больше всего проблем и злоупотреблений при предыдущих попытках либерализации и разгосударствления тех или иных отраслей было связано с ошибочным (может, и преднамеренным) стремлением поставить телегу впереди лошади. В частности, в Украине системно пренебрегали одними из главных предпосылок успешной приватизации - должным учетом и точной оценкой ресурса или имущества. Сейчас, к счастью, закрывать глаза на это перестали - по крайней мере, на словах. К примеру, все согласны, что отсутствие такого учета - одно из главных препятствий на пути к открытию земельного рынка. Касается это - конечно же, в меньшей степени - и спиртовой отрасли. Оказывается, в правительстве даже точно не знают, сколько из 81-го предприятия отрасли сейчас работают, а сколько - нет, какие производства останавливаются временно, в зависимости от сезона, а какие навсегда, сколько времени и по каким причинам простаивают те или иные мощности и при каких условиях и в какие сроки производство спирта на них можно восстановить... Похоже, в Минэкономразвития это понимают. Поэтому и анонсировали еще несколько недель назад независимый аудит всех спиртовых заводов страны (включая пока не работающие).
Советник министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства по вопросам Укрспирта Сергей Блескун, которого в среду, кстати, назначили исполняющим обязанности директора госпредприятия, считает, что для такого анализа хватит и месяца. Аудит, по его словам, позволит, в частности, выяснить: какие предприятия не работают, но могут работать, а какие - могут восстановить работу и при каких обстоятельствах. Это позволит окончательно законсервировать бесперспективные заводы, чтобы в будущем предложить их покупателям, а также сломать существующие «теневые» схемы на спиртовом рынке, - считает Блескун. Он также сообщил, что благодаря приватизации ГП Укрспирт, в состав которого входит большинство спиртзаводов страны, по расчетам, бюджет получит 6-7 миллиардов гривен. Еще почти столько же ежегодно госказна будет получать благодаря успешной либерализации рынка - в виде дополнительных акцизных поступлений.
В рамках инвентаризации отрасли планируют также уже до 1 декабря оборудовать GPS-трекерами каждое транспортное средство, которое используют для перевозки спирта. Параллельно создавать открытый реестр перевозчиков спирта. Будет усиливаться и контроль на производстве. Минэкономразвития хочет установить камеры наблюдения в контрольных точках на всех спиртозаводах (в режиме реального времени с сохранением данных на едином сервере). Следующими шагами должны стать, собственно, либерализация рынка и разгосударствления Укрспирта.
Впрочем, тут эксперты делают оговорки. В частности, очень важно, чтобы и президентский законопроект, и документы, которые будут принимать в развитие, гарантировали равный доступ к спиртовому пирогу для всех потенциальных участников рынка, а не выписывались под интересы определенных финансово-промышленных групп или агрохолдингов. Естественно, что наиболее заинтересованы в приобретении спиртных производств водочные компании. Поэтому возможности для участия в приватизационных аукционах всех таких производителей должны быть одинаковыми. Также государство должно четко определить (и контролировать соблюдение) правил и условий выдачи лицензий, чтобы у ответственных за эту сферу чиновников не возникало соблазна зарабатывать на новых возможностях.
Стоит напомнить, что о приватизации Укрспирта говорят уже не первый год. Как и о демонополизации спиртового рынка. Ведь столь жесткая госмонополия в этой сфере сохранилась только в Украине и Беларуси. Правда, элементы так называемой алкогольной монополии есть и у некоторых образцовых странах с рыночной экономикой. К примеру, в скандинавских - Финляндии, Норвегии, Исландии, Швеции, а также на Фарерских островах, принадлежащих Дании, почти во всех провинциях Канады (за исключением Альберты) и в некоторых американских штатах, где продажу алкоголя контролируют частные розничные продавцы или независимые правительственные агентства. Однако, ограничения там не такие жесткие как у нас.
Монополии - это зло, которое наносит стране значительный ущерб. Они снижают конкуренцию в любой сфере. И победа над монополизацией каждой из них - благо всей страны, - считает президент инвестиционной группы УНИВЕР Тарас Козак. В этой связи он особо подчеркивает скорейшую приватизацию Укрспирта, что позволит минимизировать коррупцию в этой области.
А вот председатель Экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук предостерегает от спешки. Также он советует авторам спиртовой реформы учесть наработки экспертов и предшественников. В частности, концепцию постепенной либерализации рынка в свое время подготовили под руководством экс-министра аграрной политики Тараса Кутового, который в эти дни трагически погиб в авиакатастрофе.
Главное, что нужно учитывать: спиртовая отрасль Украины в свое время была ориентирована на обеспечение потребностей всего СССР. Таким образом, имеющиеся мощности значительно превышают нынешний уровень потребления. Причем, возможности для экспорта этой продукции также ограничены - из-за высокого уровня конкуренции и распределения рынков, - говорит экономист. - Соответственно, надо будет каким-то образом ограничивать производство. По крайней мере, на переходный период. Поэтому полная либерализация рынка, вероятно, приведет к технологическому параличу. Значительные объемы спирта будут попадать на предприятия (часто - нелегальные), не имеющие возможности производить качественную алкогольную продукцию. А крупные легальные производители водочных изделий будут терять позиции. А это - угроза и для наполнения государственной казны, и для здоровья людей.
Поэтому, по словам Кушнирука, законом следует предусмотреть пятилетний переходный период, в течение которого будут действовать ограничения по объему пищевого спирта, попадающему на внутренний рынок, исключив поставки левой продукции.
Также, по мнению экономиста, надо «с умом» подходить к процессу приватизации предприятий отрасли. Ведь сейчас в стране есть и устаревшие, и относительно современные производства, качество продукции которых существенно отличается. Прежде всего, стоит продавать лучшие предприятия, повышая их стоимость еще и за счет такой опции, как обеспечение лимитов производства спирта на ближайшие годы. Это позволит получить максимально объективную цену. Более того, новые владельцы этих производств будут заинтересованы в инвестициях в их развитие и модернизацию, - советует Борис Кушнирук. Остальные же лимиты следует распределять уже между другими производителями. Причем, путем аукционов, что также увеличит доходы государства. А уже через 5 лет можно будет полностью либерализовать рынок, когда каждый желающий получит право создать спиртзавод с нуля. Потому что тогда будет понятно: в этом есть смысл, страна уже не нуждается в новых мощностей. Вместе с тем либерализация рынка до разгосударствления уже существующих предприятий, а также хаотичность их приватизации приведут к появлению на рынке огромных объемов некачественного спирта. И государство может полностью потерять контроль над этой отраслью, как это уже было в начале - середине 1990-х, - заключает Борис Кушнирук.
Владислав Обух, Киев