Как лучше понять предстоящую встречу 19 апреля и подготовку к ней
О том, как текущие украинские электоральные тренды вписываются в мировой опыт демократических стран, как и почему выборы превращаются в шоу, автор писал в предыдущей публикации. Теперь поговорим о предстоящих дебатах.
Итак, по состоянию на данный момент дебаты состоятся – 19 апреля. И, может быть, даже в несколько подходов, раундов (студия Общественного ТВ, НСК «Олимпийский»). Поэтому стоит подробней рассмотреть особенности предстоящих дебатов с позиций Electainment`а (election + entertainment, выборы + развлечение). Более того – с учетом специфики кандидата, набравшего в первом туре большее число голосов. Что это означает практически? В «Вечернем квартале» и «Слуге народа» у Зеленского живого спора с оппонентом никогда не было. А где был? В альма-матер «Квартала-95» – КВН. Там это называлось «конкурс капитанов». Очень отдельный конкурс со своей спецификой, терминологией и своей особой системой подготовки.
Мне как бывшему кавээнщику («Джентльмены Одесского университета»), к тому же достаточно много занимавшемуся подготовкой капитанов к этому конкурсу, кажется полезным и важным рассмотреть предстоящие дебаты кандидатов в президенты Украины как вариант конкурса капитанов. Причем без всякого ёрничанья, а вполне серьезно и системно.
КВН – АЛЬМА-МАТЕР КОМАНДЫ «ЗЕ»
Однако, «конкурс капитанов» – «конкурсом капитанов». Кроме него и поверх него возникает вопрос: а стоит ли вообще вспоминать КВН, эту подзабытую в Украине советскую/российскую сервильную телепрограмму?
Стоит, и вот почему. Победитель первого тура, как политик остающийся загадкой, не вполне проясненной сущностью, с 18 до 25 лет играл в эти игры. Именно в КВН, в его особой субкультуре кандидат сформировался как творческая личность. Здесь получил известность, узнаваемость, стартовый медийный капитал для карьерного взлета – шоумена, юмориста, телезвезды.
Чем, однако, сделал себе имя и чем запомнились команда КВН «95 квартал» и ее фронтмен Зеленский? Ютуб является хорошим и вполне объективным показателем популярности артистов, коллективов. Забросьте в соответствующую строку поиска «95 квартал КВН» («95 квартал КВН лучшее»). Итоги поиска таковы – «домашки» (кавээновский конкурс «Домашнее задание»), «приветствия» (одноименный конкурс), «музыкалки» (кавээновский «Музыкальный конкурс»), «СТЭМы» (конкурс Студенческий Театр Эстрадной Миниатюры) или же отдельные номера, составляющие эти выступления. По сути, рейтинговая телепрограмма «Вечерний квартал» представляет собой набор таких же «приветствий», «СТЭМов», «музыкалок» и «домашек», только сбитых в одну длинную программу и слегка разбавленных приходом звезд.
При этом, что показательно, звездных, запомнившихся импровизационных конкурсов – «Разминка» (команды задают друг другу вопросы и за полминуты находят на них ответы), «Конкурс капитанов» – с участием «95 квартала» Ютуб не выдает. И это, кстати, вообще совпадает с вектором изменений КВН в 1990–2000-х годах.
Хозяин программы – Александр Масляков (со своим семейством), не вполне законно захвативший полный контроль над КВН и зарегистрировавший на себя бренд игры, придуманной в 1961 году не им. В начале застоя, в 1971 году программу закрыли. В 1986 году, в начале перестройки – вернули на ТВ. Поначалу КВН воспринимался как смелая, бесцензурная игра свободномыслящих людей. Но в течение 1990-х годов Масляков начал сворачивать оппозиционный, сатирический, интеллектуально-публицистический компонент в КВН, делая ставку на зрелищность, шоу, актерствование. А также – полную сервильность, подчиненность власти. После воцарения Путина этот процесс ускорился. Критика власти стала возможна только в форме вылизывания, однако, несколько шершавым языком. А во второй половине 2010-х годов степень прогибания перед властью, лично ВВП, стала совсем уж неприличной.
Впрочем, Зеленский успел стать чемпионом КВН еще при Ельцине, в 1997 году, будучи юным дебютантом звездной украинской команды «Запорожье–Кривой Рог–Транзит». А вот «95 квартал» особых успехов в Москве у Маслякова не снискал. Из четырех проведенных там сезонов, максимум, которого смогла достичь та команда «Зе» – полуфинал в 2002 году. На следующий год команда вылетела уже в четвертьфинале, причем с важной по смыслу финальной песней – многофигурным и многожанровым постановочным шоу «Покажите мне Москву, москвичи»… После этого стало ясно, что в Москву к москвичам ездить не стоит. И команда сосредоточилась на работе, продолжении творческой карьеры в Киеве, в Украине, где в 2005 году на канале «Интер» появился «Вечерний квартал».
Но точно ли «ездить не стоит»? Что-то все же зудело. И опираясь на старую кавээновскую популярность, узнаваемость, «Вечерний квартал» в 2006-2012 годах неоднократно пытался устроиться на одном из российских каналов (ТВЦ, СТС, Рен-ТВ, Россия-1), но каждый раз – безуспешно. Почему? Примерно по той же причине, по какой не добились успеха в большом КВН. Они в Москве воспринимались чужаками. А значит, должны были либо быть на несколько голов выше местных теле-аналогов; либо брать сверхлояльностью, то есть прогибаться гораздо глубже, а над «хохлами» и «Хохляндией» смеяться чаще и жестче. На что ребята не были готовы идти, пытаясь сохранять свою обычную взвешенность в насмешках над Украиной и Россией (Показательный пример – фрагмент «То Украина – Россию, то Россия – Украину», таймер 3:40 в номере «Человек, рожденный в танце».
Не говоря уж о том, что «Вечерний квартал», работая на Украину, привык ударные номера строить на политической сатире. В России же это было невозможно по определению.
КОНКУРС КАПИТАНОВ КВН КАК СОВЕТСКИЕ КВАЗИ-ДЕБАТЫ
«Конкурс капитанов» – традиционный конкурс старого КВН, с самого его основания в 60-х годах прошлого века. В классическом варианте этот конкурс чрезвычайно похож на формат политических дебатов. Каждый участник произносит (зачитывает) свой текст, после чего ему задают какое-то количество вопросов. При этом импровизация, то есть удачный ответ (ответы) на чужой вопрос (особенно – ответ на последний вопрос) негласно, но вполне очевидно ценится гораздо выше, чем свой заготовленный, заранее текст.
В старом КВН капитан, как правило, не входил в актерское ядро команды. Это был, если можно так сказать, духовный, психологический лидер команды, ее интеллектуальное лицо. Поэтому в том КВН, фрондирующем, конкурс капитанов был на особом счету. Показателем этого было то, что у него имелась своя отдельная, известная всем песня под выход участников (С припевом «Капитаны, капитаны, мы противника берем улыбкой в плен. / Капитаны, капитаны – капитаны КВН»). Однако по мере того, как Масляков усиливал в КВН элемент шоу, гарантированного веселья, и убирал рискованную во всех смыслах импровизацию, конкурс капитанов (как и разминка) скукоживался, а часто и вообще убирался из игр. В новом КВН капитанами для все более редких конкурсов капитанов стали ставить лучших актеров, фронтменов команд. Долю импровизации при этом сокращали, вплоть до ответа на один вопрос, порой – вообще убирали. И тогда капитаны лишь произносили заранее заготовленный текст.
Но вернемся к более интересующему нас классическому формату конкурса капитанов, аналогичному политическим дебатам. Если капитан к своему конкурсу всерьез не готовился, отвлекаясь на другие дела команды, то он, как правило, гарантированно его проигрывал. Это почти аксиома.
А дальше начинаются теоремы, которые нужно доказывать.
ПОДГОТОВКА. ОБЩИЙ ХОД-ПРИЕМ. СПОРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Подготовка к конкурсу начиналась с поиска общего хода, приёма (отвечающего на вопрос «Чем будем удивлять?»), который с одной стороны помогал бы выстроить свой «домашний» текст, с другой – задавал образ, от имени которого капитану стало бы легче отвечать на любой из вопросов соперника. Идеально – когда этот прием имеет какой-то элемент визуализации, причем не нарочитый, не натужный, а естественный, понятный и привлекательный для большинства зрителей.
Для примера. Когда капитан, которого я со своими друзьями готовил к конкурсу, казался более возрастным и психологически «тяжелым» по сравнению с соперником, мы решили, что он должен выйти, точнее, выехать на конкурс на роликовых коньках (тогда еще только входивших в моду). И это с первой же секунды дало ему весомое психологическое преимущество перед зрителями (и жюри). С другой стороны – создало психологические проблемы для соперника, который, не имея такого хода, чувствовал себя более уязвимым, незащищенным.
И тут же – важная деталь. Нужно учитывать риски всякого подобного, слишком резкого приёма. Он обязательно должен быть органичным для человека, который им воспользуется. Если бы наш капитан, вставший на коньки и чувствующий себя на них не вполне уверенно, пыхтел, а то и упал, под остроумные комментарии соперника, это был бы провал. Провал был бы и в том случае, если бы сопернику члены его команды оперативно вынесли коньки (или скейтборд) – и он бы сходу изобразил на них ловкий пируэт. Но этого не случилось. Наш капитан на коньках был легок, самоироничен (в том числе по поводу некоторой своей неловкости неофита) и уверенно выиграл конкурс.
Тут, к слову, стоит отметить, что Зеленский за последние две недели уже неоднократно использовал подобный «спортивный» прием. Первый раз – когда в день выборов в своем штабе сыграл под камеры в пинг-понг с журналистом … Второй раз – когда 8 апреля выложил в Инстаграме свое подтягивание на турнике. Третий раз – видео из бассейна с пояснением «Время грязи <…> Бассейн все снимает» …
Второй и третий ролики, среди прочего, должны ненавязчиво нивелировать возможное негативное впечатление от того, что кандидат отказался сдавать анализы независимой организации VADA.
Впрочем, ошибкой будет сводить все только к этому! Скажем, подтягивание на турнике очевидно (и выигрышно) рифмуется с видео-заставкой «Студия “Квартал 95”», на которой подросток комически пытается подтянуться, но не может. А его лидер получается, что может.
Да и логическая связь между теннисным столом в штабе команды «Зе» во время первого тура (31 марта) и предложением НСК «Олимпийский» в качестве места для дебатов (19 апреля) – совершенно прямая и отчетливая, ассоциативно-образная: от первого тура ко второму, от маленького мячика для пинг-понга – к большому футбольному мячу.
Могу предположить, что в штабе «Зе» тема футбольного мяча в данный момент также активно разрабатывается: от видеоролика, где кандидат жонглирует им, до жонглирования мячом уже на стадионе – с запусканием в толпу зрителей. Естественно, что эта публикация такие варианты перечеркивает (коллеги-кавээнщики из штаба Зеленского, вы уж извините))).
ТЕКСТ КАПИТАНА. РЕФРЕН С РАЗРЕШЕНИЕМ. ФИНАЛЬНЫЕ СОПЛИ
Собственный текст капитана в кавээновском конкурсе капитанов называют «капитанским БРИЗом». БРИЗ (Бюро рационализации и изобретений) – это отдельный старинный кавээновский конкурс, в котором команды представляют, в формулировке 60-х годов, «какое-то изобретение». Со временем конкурс неузнаваемо изменился, уйдя от «рационализации и изобретений» и став чисто литературным конкурсом, написанным на какую-то заданную тему.
В капитанском конкурсе лидер команды читает «капитанский БРИЗ» и готовится отвечать на ироничные вопросы, которые задаст соперник, основываясь на прочитанном им БРИЗе. А потом уже он слушает БРИЗ соперника, чтобы самому вырвать оттуда какую-то деталь или слово для своего остроумного вопроса. Задавать заранее подготовленные вопросы, никак не «привязанные» к БРИЗУ капитана-оппонента, считается не вполне приличным. Хотя возможным – если вопрос гениально смешной или парадоксальный, чтобы зритель забыл, что он взят «из воздуха».
В любом БРИЗе, в том числе и капитанском, прекрасно работает прием «рефрен». Это повторяющееся слово (словосочетание, фраза, образ), органически вписывающееся в текст. Рефрен лучше всего работает, когда он дается в развитии. То есть в каждом следующем повторе предстает в несколько измененном виде или другой ситуации, по-новому его раскрывающей. Идеальный вариант – когда рефрен в финале капитанского текста получает некое парадоксальное разрешение. (Прием «рефрен с разрешением» работает, к примеру, в ролике про подтягивание на турнике. На каждое подтягивание – рефрен-эпитет, какого именно утра Кандидат желает поклонникам «Всім здорового… бадьорого… спортивного… класного… весняного… ранку». А разрешение – в запущенном на другом канале месседже «Утро сильного президента» …
Если найти такого разрешения не удается, то хорошо работает другой проверенный прием, называющийся, перепрошую, «финальные сопли». Он заключается в перепаде настроений и стилей: вслед за энергичным, озорным текстом – благостный, медоточивый финал в духе «возлюбим друг друга, объединимся и начнем, наконец, работать так, чтобы…».
Этот прием, кстати, регулярно используется в «капитанских БРИЗах» президента Голобородько в «Слуге народа». Гневно отвергнув коррупционные предложения, как внутренних подлецов, так и международных (например, из МВФ), Василий Петрович в конце серии проникновенно говорит о том, что хватит нам ссориться, хватит надеяться на «халяву», а «нужно самим, всем вместе, засучив рукава…», ну и так далее.
Прием «финальные сопли» часто использовался «Одесскими джентльменами» и был доведен нами до совершенства. Соперники за это подшучивали над одесситами, но и сами частенько были вынуждены пользоваться им.
ИМПРОВИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ: ТЕМЫ, РЕАЛИИ, ЗНАНИЕ СОПЕРНИКА
У джазменов есть «Учебники джазовой импровизации», «Практические курсы джазовой импровизации». Кавээновские капитаны в процессе подготовки к конкурсу тоже проходят подобные «практические курсы импровизации».
Импровизационная часть конкурса-дебатов состоит из: а) умения задать парадоксальный вопрос, основываясь на тексте соперника; и б) умения ответить на чужой вопрос. Для этого нужно: а) хорошо знать реалии того, что сейчас происходит; и б) «попасть в аудиторию», то есть говорить о тех реалиях, которые близки, понятны аудитории и хорошо ею воспринимаются.
Кроме всего прочего, реалии – это не только факты текущей жизни, но и, скажем, хорошее знание соперника. Его психологии, словечек, особенностей реакции. Скажем, в «классические» 60-е годы в интеллигентном конкурсе капитанов один интеллигент, приветствуя друга-соперника, шепнул ему на ухо фразу «Я тебя сделаю!» (в нецензурном варианте) и в итоге – выиграл конкурс.
Умение вывести соперника из равновесия, изначально поставить его в невыгодное положение в конкурсе капитанов чрезвычайно важно. Так, в другом конкурсе, уже 1980-90-х, один капитан задал условия своего БРИЗа, как встречу резидента с завербованным им агентом. Текст его был не очень остроумен, но соперник был обречен на поражение, поскольку в импровизационной части оказался в психологически проигрышной роли шпиона. А в игре «Львовских гусар» с «Уральскими дворниками» (начало 90-х) капитан гусар мягко, вежливо, при всем уважении к человеку труда, но напомнил своему сопернику, что он по роли может встретиться с ним только где-то в прихожей (тема игры была «Казино»).
Знание реалий нужно также для того, чтобы капитан был «заряжен», то есть, подготовлен, прошелся с теми, кто его готовит, по всем возможным каламбурам, смысловым шуткам, ирониям, двусмысленностям, с ними связанными. Готов был сам пустить их в дело или парировать, если соперник ими воспользуется.
Для примера – переходя от «конкурса капитанов» к дебатам. 19 апреля, в день встречи, начинается еврейская Пасха, Песах. 21 апреля в день выборов – будет католическая Пасха. В ночь после выборов, с 22 апреля по православному юлианскому календарю начинается Страстная Седмица, последняя неделя Великого поста. Стоит ли использовать такую календарную привязку в своей речи – вопрос. Но нужно быть готовым, что об этом скажет оппонент. И надо знать, как тогда на это реагировать.
Заранее заготовленные на слова соперника реакции, фразы, шуточки называются «резинками». Если они используются невпопад, банальны, плохо «подвязаны» к сути разговора, то это «палёная резина». Если они универсальны, хорошо «подвязаны» и оформлены, то это «железная резина».
Могу с гордостью сказать, что благодаря моей «железной резинке» капитан «Львовских гусар» Владимир Коняев (увы, он уже умер, светлая память) не только выиграл конкурс, но и стал лучшим капитаном сезона. Тогда в начале 90-х реклама на советском/постсоветском ТВ только начиналась. Одной из самых надоедливых и общеизвестных была песенка «Вам пора и вам пора / С вентиляторным заводом заключать договора». По условиям конкурса нужно было предложить, как быстро и четко решить какую-то проблему. Нашей «резинкой» были 3-4 строчки четверостишия. Задача была в том, чтобы научиться запихивать в 1-2 строчку «проблему» соперника. Уралец спросил, как улучшить работу почты. Натренированный Коняев не только быстро досочинил четверостишие «Коль хотите, чтобы почта / Приходила круглый год / Обращайтесь на Московский / Вентиляторный завод», но и безукоризненно «продал» эту заготовку, «подвел» к ней – с присущим ему офицерским лоском и интеллигентностью.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ. КУРАЖ. ЧУВСТВО МЕРЫ
Говорить на эту тему можно долго, но пора закругляться. Последний пример подвел нас к важнейшему итогу. Вся подготовка к конкурсу капитанов должна быть органичной, отталкивающейся от личности его участника. Перетренированность, перегруженность реалиями и «резинками» (особенно не универсальными, излишне детализированными, типа: «Если тебя спросят о розовых слонах, ответишь так-то…») тоже плохо. Во всех решениях, подходах, приёмах, фишечках нужно искать и находить золотую середину. Чтобы ни в чем не быть «занадто», а во всем – органичным, обаятельным, убедительным…
Как сложатся дебаты 19 апреля? Впереди еще целая неделя и многое до тех пор изменится. Но могу предположить, что кандидат Зеленский будет готовиться к ним довольно тщательно. Во-первых, из-за своего кавээновского опыта, раскрытого выше сходства между дебатами и «конкурсом капитанов» и по первой своей актерской профессии и привычке «знать текст». Во-вторых, потому что Владимиру Александровичу, оставаясь в какой-то степени «черным ящиком» и чтобы при этом не оттолкнуть накопленный электорат, все же нужно дозировано сказать нечто существенно важное (а это не такое простое сочетание задач). В-третьих, насколько можно судить по некоторым выступлениям, украинский язык кандидата не очень уверенный – в случае не заученного заранее текста. В этом может крыться большая опасность – неуверенность в себе, косноязычие, неубедительность. А значит нужно, как перед экзаменом «поднатаскаться».
Что касается Петра Алексеевича, то предполагаю, что его подготовка к дебатам будет меньшей по затраченному времени и с упором исключительно на смысловую, тематическую часть разговора. Действующему президенту Порошенко важно перевести разговор в сущностную, практическую сферу и уже внутри нее готовить аргументы для защиты и для атаки по понятным направлениям. С одной стороны, такая предсказуемость в чем-то опасна, с другой – обоснованна, при слишком резких решениях есть риск перемудрить.
Но в целом – кто знает, какие нас в этой встрече через неделю могут ожидать неожиданности. Как говорил мой одесский учитель, выпускник ГИТИСа, Валентин Крапива: «Заранее – никто не побеждает! Всегда есть шанс расплакаться и уйти со сцены».
А мы смотрим, слушаем и – решаем. Надеюсь, что мои заметки кому-то помогут лучше понять, как ход дебатов, так и то, что им предшествует.
Олег Кудрин, Рига