В зависимости от избранной стратегии новый этап большой приватизации или станет великим делом, или изрядным пшиком
Одним из самых резонансных решений, принятых на этой неделе парламентом, была отмена утвержденного ровно 20 лет назад Закона О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации .Таким образом, Верховная Рада разблокировала процесс большой приватизации в Украине. Потенциально на продажу могут выставить более тысячи государственных объектов. Перечень первых восьми сотен из них уже готовят, - сообщили в Минэкономразвития. При этом там заверили: о передаче в частные руки стратегических для страны предприятий речь не идет.
Что будут продавать в первую очередь. И на каких условиях
Как утверждают авторы законодательной инициативы, 90% разблокированного списка - объекты малой приватизации. Остальные - крупные, но не стратегические. поскольку установленные Законом Украины О приватизации государственного и коммунального имущества критерии объектов, не подлежащих приватизации, никто не менял. Поэтому ни украинские дороги, ни отечественная газотранспортная система, ни другие объекты трубопроводного транспорта, ни железнодорожные пути, ни метрополитен в частные руки не попадут. Более того, перечень таких стратегических объектов даже расширят - за счет предприятий по изготовлению и ремонту всех видов оружия, находящегося на вооружении украинских Вооруженных сил (полный список запрещенных к разгосударствлению стратегических госпредприятий Правительство составить за три месяца). Запрещена приватизация любых государственных объектов, расположенных на временно оккупированных территориях Украины. Также парламент запретил забирать предприятия, приватизация которых разблокируют, за долги. Закон внедряет трехлетний мораторий на возбуждение процедуры банкротства в отношении всех объектов, входящих в перечень, - рассказала автор нового законодательного акта, нардеп от “Слуги народа” Роксолана Пидласа.
А министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов сообщил, что ведомство уже завершает формирование списка 800 госкомпаний, которые планируют выставить на продажу в ближайшее время.
Большинство пользователей, которые прокомментировали это сообщение на Фейсбук-странице министра, приветствовали решение о разблокировании большой приватизации. В то же время люди предостерегают от ошибок, допущенных в 90-е и в начале 2000-х годов, когда самые прибыльные объекты за бесценок (а то и бесплатно) попали в руки ограниченного круга приближенных к власти лиц. Зато обычных граждан прокатили... Поэтому комментаторы отмечают необходимость по-настоящему прозрачной и конкурентной продажи. Соответствующий контроль должен быть на всех этапах - начиная с подготовки объектов к разгосударствлению, чтобы условия приватизационных конкурсов, как это часто бывает, не выписывались под конкретные структуры или лиц. Также важно при подготовке должным образом оформить имущественные документы, в частности, касающиеся права собственности или пользования земельными участками, на которых расположены или которыми пользуются в своей производственной деятельности госпредприятия.
Люди просят ужесточить требования к потенциальным инвесторам о сохранении профиля важных для страны производств, поскольку многие высказывают опасения, что на месте заводов и фабрик у нас появятся новые торгово-развлекательные центры. Тимофей Милованов заверил, что государство будет контролировать эти процессы.
Что касается будущего перечня предприятий, готовящихся к разгосударствлению, то в нем будут и объекты, приватизацию которых планировали в предыдущие годы, но по тем или иным причинам откладывали - в частности, Центрэнерго и Одесский припортовый завод.
В конце сентября правительство утвердило инвестиционных советников (консалтинговые компании, которые будут готовить предприятия к приватизационным конкурсам) четырех крупных госкомпаний. Речь об Одесском припортовом заводе, угольной компании Краснолиманская, заводе Электротяжмаш и Объединенной горно-химической компании.
Как при приватизации не наступить на “старые грабли”
Провальные приватизационные кампании прошлых лет старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE-Украина Владимир Дубровский объясняет колоссальным сопротивлением. Ведь, несмотря на постоянную риторику о необходимости передачи тех или иных государственных объектов в руки заботливого хозяина (да еще и возможности таким образом пополнить бюджет), инкорпорированные и приближенные к власти игроки пытались любым путем притормозить соответствующие процессы, ведь сами сидели (сидят) на финансовых потоках и получали личную выгоду от деятельности даже убыточных для государства предприятий, - объясняет эксперт.
В таких условиях, чтобы реально выставить на продажу то или иное предприятие, нужно было преодолевать сопротивление людей, контролирующих денежные потоки вокруг кандидатов на приватизацию. И в новейшей истории Украины правительству это удалось по сути лишь раз - при продаже «Криворожстали», да и то не с первой попытки. За предприятие выручили $4,8 миллиарда, что в 2,4 раза выше стартовой цены и почти в шесть раз - суммы, полученной по итогам первого аукциона.
В то же время эксперты критикуют Фонд госимущества за ошибки в определении стоимости объектов приватизации. Многие конкурсы сорвались из-за того, что начальная цена не заинтересовала ни одного инвестора. Ведь оценочная стоимость выставленных на продажу объектов не учитывала ни мировой конъюнктуры, ни объема капиталовложений, которые инвестору придется потратить для восстановления или обновления производства. Такие ценовые прихоти государства всегда пытались объяснить намерением заработать для бюджета побольше. На самом деле, по мнению Владимира Дубровского, за этим можно разглядеть и усилия тех же контролеров финпотоков, которые пытались как угодно сохранить свою кормушку.
В то же время каждый инвестор заинтересован в приобретении предприятия по выгодной для себя цене. Иначе не будет стимула ни покупать, ни вкладываться в развитие и модернизацию предприятия, ни в исполнение инвестиционных обязательств. Ведь прибыли он может получить и другим способом, да и в других странах, где инвестирование не связано с такими высокими рисками, как капиталовложения в экономику Украины, - объясняет Дубровский.
Среди факторов, отпугивающих бизнес (в том числе и иностранный) от участия в приватизационных процессах в Украине, до сих пор остаются отсутствие эффективного обеспечения права собственности, полностью независимых судов, которым можно доверять, неунормированость земельных отношений. А также - чрезмерное влияние так называемого коррупционного фактора и отсутствие современного антимонопольного законодательства. В идеале, преодоление этих негативных факторов должно предшествовать очередным попыткам отдать госимущество в надежные руки. Но поскольку этого не сделано (точнее, сделаны лишь первые шаги), выполнять такую задачу придется параллельно с подготовкой приватизационных конкурсов.
В то же время и удовлетворять все прихоти инвестора (особенно - в ущерб национальным интересам) государство не должно. Прежде всего, когда речь идет о таких отраслевых флагманах, как, например, уже упомянутый Электротяжмаш. По мнению экспертов, есть большой риск, что конкуренты (в том числе и зарубежные), воспользовавшись не слишком благоприятной для государства-продавца ценовой конъюнктурой, дешево приобретут конкурента не для того, чтобы развивать производство, а чтобы уничтожить его.
Также не надо спешить с продажей максимального числа объектов. Возможно, перспективные из них стоит приберечь на несколько лет, когда стоимость этих активов может возрасти в разы. Ведь не забывайте, что в условиях российской агрессии цена большинства украинских предприятий резко упала. Параллельно же с поиском путей мирного урегулирования Украине следует назначить на предприятия, подлежащих разгосударствлению, эффективный менеджмент, который бы за два-три года обеспечил повышение стоимости этих объектов.
Поэтому в итоге советы экспертов таковы:
1. Прежде всего, следует определять приоритетную цель разгосударствления каждого объекта. Ведь не всегда стоит гоняться за высокой ценой. Иногда куда выгоднее отдать актив надежному инвестору за символические деньги. И получить взамен другую выгоду: договориться о привлекательных для страны и коллектива обязательствах по капиталовложениям, модернизации производства, созданию для украинцев новых рабочих мест, в конце концов - пополнении госказны благодаря восстановлению или интенсификации производственной деятельности.
2. Главной задачей малой приватизации (наряду с поиском того же заботливого хозяина) должно стать получение дополнительного ресурса для местных громад. Напомним кстати, что именно малая приватизация в этом году обеспечила поступления в Госбюджет нескольких сотен миллионов гривень. Тогда как в графе доходы от большой приватизации значится 0.
3. При дальнейшем разгосударствлении следует учитывать опыт приватизации малых объектов, которая с августа прошлого года, согласно закону, происходит исключительно через систему закупок ProZorro.Продажи. За этот период от продажи почти 3 тысяч таких объектов в бюджеты разных уровней (прежде всего, местных) поступило более 1,5 миллиарда гривень.
Владислав Обух, Киев