Говорят, долгосрочное планирование приватизационных процессов позволит избежать ошибок, допущенных при приватизации в прошлом. Хочется верить!
В среду правительство утвердило перечень объектов большой приватизации. При этом, как заверил министр Кабинета министров Александр Саенко, документ не имеет срока действия и, при необходимости, может как дополняться, так и сокращаться. Теперь, как пояснил чиновник, орган приватизации – Фонд государственного имущества Украины – может более гибко подходить к проведению процедур продажи – в зависимости от готовности того или иного предприятия, состояния решения его проблем”.
Особых “неожиданностей” в утвержденном перечне нет. В основном, речь идет об объектах, которые “кочуют” по приватизационным планам из года в год. Среди них, в частности, привлекательные для инвестора энергетические объекты – Центрэнерго, Тернопольоблэнерго, Запорожьеоблэнерго, Харьковоблэнерго, Николаевоблэнерго и Хмельницкоблэнерго. А также АО Объединенная горно-химическая компания, госпредприятия Угольная компания Краснолиманская и Завод Электротяжмаш, ПАО Азовмаш, ПАО Сумыхимпром , ПАО Одесский припортовый завод, АО Ориана, ЧАО Президент-Отель, ЧАО Индар и ПАО НАК Украгролизинг.
При этом из перечня объектов большой приватизации на нынешний год изъяли “Турбоатом и четыре ТЭЦ (Херсонскую, Днепровскую, Криворожскую и Северодонецкую). Ранее в правительстве и Фонде госимущества решили пока исключить из приватизационного списка также Аграрный фонд, Завод алюминиевой фольги и Калушскую ТЭЦ...
21 миллиард и 300 миллионов: почувствуем разницу
В этом году государство, как известно, снова планирует получить от приватизационных процессов чуть более 17 миллиардов гривень. “Магическая” цифра – 17,1 миллиарда радовала глаз чиновников и парламентариев в Госбюджете-2015, 2016 и 2017. Но в итоге вместо “кругленьких” миллиардов ежегодно удавалось получать в лучшем случае по несколько сотен миллионов. Поэтому в 2018-м, посоветовавшись со специалистами (вероятнее всего, с нумерологами – шутка), Минфин внес в проект государственной сметы другую цифру – 21,3 миллиарда гривень. Но и тогда не пошло – за год удалось получить лишь немногим меньше 300 миллионов. Ведь, несмотря на надежду, в 2018-м не удалось продать ни одного лота так называемой «большой» приватизации. А немного заработать помогла только продажа малых государственных и коммунальных предприятий. Сдвинуть “крупно-приватизационное” дело с мертвой точки, как рассчитывали, могла продажа 78,2% акций ПАО “Центрэнерго”. И все к тому шло. Но... 11 декабря стало известно, что конкурс по продаже государственного пакета акций предприятия, который должен был состояться уже через два дня, отменили. Причины, как объяснил исполняющий обязанности председателя Фонда госимущества Виталий Трубаров, – недопуск к участию в торгах обоих претендентов – ООО Укрдонинвест и Производственного унитарного предприятия Нефтебитумный завод. По заключению конкурсной комиссии, поданная ими документация не соответствовала требованиям законодательства. Кроме того, по информации от правоохранителей, конечным бенефициарным владельцем одного из претендентов является лицо, причастное к деятельности компаний, зарегистрированных в России.
В течение прошлого года не удалось существенно приблизиться к завершению предприватизационной подготовки еще одного важного объекта, продажа которого Украина возлагает большие надежды – Одесского припортового завода (ОПЗ). В отличие от “Центрэнерго”, достаточно привлекательной компании, побороться за контроль над которой потенциально готовы и отечественные и иностранные инвесторы, ОПЗ довольно “проблемный”. Все предыдущие попытки его разгосударствления оказались неудачными. Одна из проблем – потенциальное негативное «наследство» для инвестора: многомиллиардные долги.
Не наступить на “старые грабли”
Провальные приватизационные кампании прошлых лет старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE-Украина Владимир Дубровский объясняет колоссальным сопротивлением разгосударствлению “народной” собственности. “Ведь, несмотря на постоянную риторику о необходимости передачи тех или других гособъектов в руки заботливого хозяина (да еще и возможности таким образом пополнить бюджет), инкорпорированные и приближенные к власти игроки пытались любым способом притормозить соответствующие процессы, ведь сами сидели (сидят) на финансовых потоках и получали личную выгоду от деятельности даже убыточных для государства предприятий, – объясняет эксперт.
При таких условиях, чтобы реально выставить на продажу то или иное предприятие, нужно было преодолевать сопротивление людей, контролирующих денежные потоки вокруг “кандидатов” на приватизацию. И в новейшей истории Украины правительству это удалось только раз – при продаже «Криворожстали», да и то не с первой попытки. За предприятие выручили $4,8 млрд, что в 2,4 раза превышает стартовую цену и почти вшестеро – сумму, полученную по итогам первого аукциона. При этом независимые аналитики критикуют Фонд госимущества за ошибки в определении стоимости объектов приватизации. Немало конкурсов сорвались из-за того, что начальная цена не заинтересовала ни одного инвестора. Ведь оценочная стоимость выставленных на продажу объектов не учитывала ни мировой конъюнктуры, ни объема капиталовложений, которые инвестору придется потратить для восстановления или обновления производства. Такие ценовые прихоти государства всегда пытались объяснить намерениями заработать для бюджета побольше средств. На самом же деле, по мнению экономиста Владимира Дубровского, за этим можно разглядеть и усилия тех же “контролеров” финпотоков, которые пытались любым способом сохранить свою “кормушку”.
“В то же время каждый инвестор заинтересован в приобретении предприятия по выгодной для себя цене. В противном случае он не будет иметь стимула ни покупать, ни вкладываться в развитие и модернизацию предприятия, ни в качестве выполнения инвестиционных обязательств. Ведь прибыли он может получить и другим путем, да и в других странах, где инвестирование не связано с такими высокими рисками, как капиталовложения в экономику Украины”, – объясняет Владимир Дубровский.
Поэтому президент Pericles Global Advisory, член группы советников по приватизации Одесского припортового завода Ребвар Берзинджи призывает украинцев «не концентрироваться» на цене, не делать ее главной целью приватизации. Ведь этот процесс имеет и другие цели. Главная из них – удержать проданный актив «на плаву», обеспечить его прибыльную деятельность – чтобы он и дальше работал и приносил доход в виде налогов.
Но среди факторов, отпугивающих бизнес (в том числе и иностранный) от участия в приватизационных процессах в Украине, и до сих пор значится отсутствие эффективного обеспечения права собственности, независимого суда, которому можно доверять, несовершенное земельное законодательство. А также – чрезмерное влияние так называемого «коррупционного фактора» и отсутствие современного антимонопольного законодательства. В идеале, преодоление этих негативных факторов должно предшествовать очередным попыткам отдать государственное имущество в “надежные руки”. Но поскольку этого не сделано, выполнять эту задачу придется параллельно с подготовкой приватизационных конкурсов.
Ложка дегтя и “стакан” оптимизма
Частично положительные изменения в формировании надлежащей законодательной почвы для успешных приватизационных процессов в Украине уже произошли, – считает Владимир Дубровский. В частности, это связано с принятием ровно год назад (18 января 2018-го) Закона Украины “О приватизации государственного и коммунального имущества”, который вступил в силу в мае. По крайней мере, этот документ гарантирует прозрачную “малую” приватизацию, которая теперь происходит исключительно через торги в системе «Prozorro. Продажи”. Поэтому эксперты надеются на ее скорое и успешное завершение.
Что же касается “большой” приватизации, то Дубровский сомневается, что и в этом году мы получим “желанные” 17 “приватизационных” миллиардов. Определяющим при этом будет фактор выборов. “Люди, которые сидят на финансовых потоках от крупных госпредприятий, как правило, связаны с теми или иными партиями и политиками, которые представлены (или хотят быть представлены) в парламенте. И посты менеджмента этих предприятий, как правило, оказываются предметом подковерного торга между политсилами при формировании коалиции или принятии судьбоносных для страны решений. Поэтому до парламентских выборов “большая” приватизация вряд ли порадует нас быстрыми темпами и значительными суммами”, – прогнозирует Владимир Дубровский.
Поэтому советы экономистов таковы: прежде всего, стоит определять приоритетную цель разгосударствления каждого объекта, «не гоняться» за высокой ценой, а внимательно реагировать на мировую конъюнктуру. Ведь стоимость одного и того же объекта в зависимости от обстоятельств в мировой экономике может отличаться в разы. Это нужно учитывать. И понимать, если в 2019-м хотя бы часть из запланированного к разгосударствлению госимущества, которое десятилетиями лежало “мертвым грузом”, удастся на прозрачном конкурсе отдать настоящим хозяевам под привлекательные для страны инвестиционные обязательства по капиталовложениям, модернизации производства, созданию новых рабочих мест для украинцев – это уже будет победа. Гоняться за миллиардами можно долго, и потерять при этом шанс получить действительно эффективного хозяина.
Владислав Обух, Киев