В Кремле хотели запугать мир испытанием реанимированной технологии 60-летней давности, но в итоге запугали только самих себя
После взрыва на полигоне под Северодвинском (Архангельская область, РФ) президент Соединенных Штатов Дональд Трамп заявил, что этот инцидент позволил Белому дому получить много новой и важной информации: США многое поняли после взрыва ракеты в России. У нас есть похожие, хотя и более продвинутые технологии...
Позже его советник по нацбезопасности Джон Болтон, комментируя взрыв под Архангельском Голосу Америки, в несколько шутливой форме сказал, что РФ попыталась освоить краденные технологии, но в итоге что-то пошло не так. Россия тратит много средств на оборону, чтобы модернизировать ядерный арсенал и разрабатывать новые средства доставки ракеты планируют с гиперзвуковым блоком, гиперзвуковые крылатые ракеты... и при этом применяются технологии, большинство из которых украденные в США, - подчеркнул Болтон.
На обвинения в технологическом шпионаже в РФ ответили немедленно. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Александр Шерин заявил, что это некорректно и неприемлемо, и потребовал, чтобы США представили ракету, технологию производства которой Россия, по словам Болтона, украла. А его коллега Франц Клинцевич (тоже член упомянутого комитета) подчеркнул, что обвинения голословны, и, мол, РФ теперь имеет право зеркально обвинить США в интересе к российским разработкам. Абсолютно голословное утверждение. Пожалуй, советнику президента США по национальной безопасности Джону Болтону до сих пор не дает покоя история 40-х годов прошлого века, когда ядерная монополия США угрожала самому существованию Советского Союза, и он просто был вынужден заниматься хищением американских атомных секретов. Сегодня же ситуация принципиально иная. Россия не отстает от США в разработке нового гиперзвукового вооружения, и у нас есть не меньше оснований обвинить США в краже российских технологий в этой сфере, - сказал российский политик. Подобная же тональность да как вы смеете?!» прослеживается в публикациях большинства РосСМИ типа “Спутника” и “РИА Новостей”.
Крылатые ракеты сз ядерной установкой? США разрабатывали их еще в 1950-е
Попытки создать крылатую ракету с ядерным двигателем уходят в середину прошлого века, в США — это проект под название Плутон/SLAM. “Ракета размером с локомотив должна была лететь на сверхнизкой высоте (чуть выше верхушек деревьев) с трехкратной скоростью звука, разбрасывая водородные бомбы на пути. Даже мощность ударной волны от ее пролета должна была оказаться достаточной для гибели людей, оказавшихся неподалеку. К тому же выхлоп ракеты, сам собой, содержал продукты распада, чтобы в случае войны превратить Россию в сплошной Чернобыль, - говорится в материале американского военного издания “War is Boring” под названием Ракета SLAM могла бы стать летающим Чернобылем.
Однака американцы от этого проекта достаточно быстро отказались, поскольку в нем были непреодолимые недостатки: реактор, чтобы быть достаточно компактным для ракеты, лишенный защиты, охлаждается непосредственно воздухом, который становится радиоактивным и выбрасывается наружу. Испытывать такую ракету чрезвычайно проблематично - она излучает огромное количество тепла, выдает очень громкий звук и покрывает территорию, над которой пролетела, шлейфом радиоактивных осадков. Если же с ракетой что-то случится, ядерный реактор без защиты может упасть на населенной территории. Да и сопло ракеты будет очень заметным, а скорость полета не очень высокой, поэтому ее засечет и перехватит любая современная система ПВО. Попытки же устранить все эти недостатки приведут к такому осложнению системы, у нее будет очень малая вероятность успешно долететь до цели - или какой-то элемент конструкции откажет, или оператор сделает какую-то ошибку. Но, пожалуй, самая главная причина заключалась в том, что возникли сомнения в целесообразности крылатых ракет такого типа. Ведь уже тогда в мире начали понимать, что основой стратегического ядерного арсенала суждено стать межконтинентальным баллистическим ракетам.
При чем тут ракета “Буревестник”, вероятно, взорвавшаяся под Архангельском?
Считается, что российский проект является продолжением идей проекта упомянутой американской стратегической крылатой ракеты с ядерным двигателем SLAM. Однако сказать что-то конкретное пока невозможно (в открытых источниках нет никакой информации о том, что там на самом деле произошло - это закрытый проект. - Авт.). Поэтому, чтобы узнать, по какому принципу работает такой двигатель - мы обратились к эксперту по вопросам безопасности и рисков Юрию Костюченко.
Теоретически, говорит Костюченко, снаряженная ядерным зарядом ракета может быть оснащена одним из двух вариантов чрезвычайно дорогого, опасного и низкоэффективного ядерного двигателя. В первом случае такого рода двигатель включает компактный ядерный реактор, который нагревает воздух до высокой температуры и, таким образом, создает реактивную тягу, - говорит эксперт. - Во втором возможном варианте вместо ядерного реактора может быть использован радиоизотопный источник энергии - выход менее опасен для окружающей среды, но гораздо более дорогостоящий и сложный».
При этом эксперт не видит никакого предохранителя, которой удерживал бы Путина от использования любых опасных средств достижения политических целей. Следовательно, использовано может быть все, что угодно, в расчете не на безопасность, а лишь на доступность и мнимое удобство технических решений. Так же и известные нам последствия аварии пока не дают возможности сделать выводы о типе аварийного изделия. В частности потому, что информации недостаточно, и она носит признаки искажения, - подчеркивает Юрий Костюченко. И добавляет: Вероятно, авантюрная и циничная попытка реанимировать технологии 1960-1970-х, от которых 50 лет назад отказались из-за их бессмысленности, низкой эффективности и высокой опасности, и привела к инциденту 8 августа 2019 года на полигоне под Архангельском.
Обвинения США обоснованны, но Россию это не остановит
Взрыв под Архангельском стал предметом многих журналистских публикаций, в частности, в таких изданиях как The New York Times, Wall Street Journal, Guardian, BBC, Reuters и др. Большинство из них согласны с тем, что к трагедии так или иначе причастен Буревестник, и критикуют действия России сразу после инцидента. Собственно, как мы уже упоминали, критика и обвинения прозвучала также из уст президента США и его советника по нацбезопасности. Впрочем, трудно сказать, насколько все это притормозит подобные ракетные программы (испытания), учитывая, что даже несмотря на риск получить на орехи дополнительные санкции, Москва продолжает создавать угрозу для мира. Собственно, непонятно и то, насколько конструктивны обвинения господина Болтона.
Юрий Костюченко утверждает, что это, конечно, не шпионские игры времен Холодной войны, но вполне проработанная стратегия. То есть обвинения в краже технологий таки имеют основания. Через сотни подставных фирм в западных странах скупаются промышленные образцы и закупаются комплектующие и оборудование, из которых затем изготавливаются прототипы вооружений. Этой схемой пользуются Иран, Китай, Северная Корея, на этом была построена программа перевооружения РФ в середине 2000-х. Пока не были развернуты санкции, и эта схема не перестала работать в том масштабе, чтобы обеспечить потребности российского ВПК. Уже в 2015 году стало ясно, что воспроизвести западные образцы невозможно без «подсанкционных» комплектующих и оборудования, возможность производить которые в РФ была утрачена еще в начале 2000-х. Тогда была избрана другая стратегия - «оживлять» еще советские образцы с помощью доступных комплектующих до уровня, которой можно подать как следующее поколение вооружений. В том числе, используя идеи, отвергнутые когда из-за неэффективности или неуместности. Этот путь оказался гораздо более выгодным и с точки зрения применения коррупционных схем. Поэтому мы видим попытки имитировать оружейные технологии, намного более опасные при том качестве управленческих решений, которое может обеспечить коррумпированный авторитарный режим в состоянии технологического упадка государства, - убеждает Костюченко.
Оценивая последствия неудачных испытаний для дальнейшего развития программы вооружений РФ, эксперт указывает на несколько важных нюансов.
Во-первых, программа перевооружений (российская. - Ред.) имеет прежде всего значительную коррупционную составляющую, это возможность перераспределения бюджетных средств между внутренним кругом кремлевской властной мафии. Получение прибыли - очень важная цель, во многих случаях гораздо важнее всех остальных. Поэтому авария на испытаниях служит стимулом для дополнительных инвестиций, что будет способствовать дальнейшему расхищению бюджета, замаскированному под разработку вооружений. Во-вторых, программы по разработке гиперзвукового, автономного, любого другого оружия является в первую очередь имитационными, направленными как на разогрев внутренней милитаристской истерии и мобилизации населения, так и на внешнеполитический шантаж. И утверждает, что даже успешное испытание отдельных образцов не приведет к изготовлению необходимого для армии количества тех же «Буревестник», что показывает история с любыми вооружениями, как новыми, так и глубоко модернизированными - от Т-14 Армата и ПАКФА Т-50 / Су-57 до Калибров: Хотя никакие неудачи программу не остановят, ее реализация и не приведет к перевооружению армии - только к дальнейшей потере адекватности кремлевского руководства. Впрочем, повторюсь, что я не вижу никакого предохранителя, которой удерживал бы Путина от использования сколь угодно опасных средств достижения политических целей.
И последнее - об огласке упомянутого инцидента. Юрий Костюченко считает, что ситуация меняется. То есть, если лет 5-7 назад кремлевская власть была относительно чувствительна к западной реакции, то сейчас побеждает тактика продавливать нужные решения - мы будем давить и они прогнуться. Хотя предел, конечно, есть: санкции в чувствительных областях, в финансовом и технологическом секторе, показательное политическое игнорирование, которое они воспринимают как публичное унижение, размещение войск на границах. Поэтому огласка важна, - резюмировал эксперт.
Мирослав Лискович. Киев