Над этим стоит задуматься, не в последнюю очередь, тем ряженым «патриотам», которых используют в качестве силового тарана
Собственно, гражданский и демократический контроль над силовыми структурами - это не украинское изобретение. Любые страны, которые заботятся о собственной безопасности, и особенно – развитые демократии Запада, примеру которых Украина пытается подражать, имеют четкие и недвусмысленные механизмы, обеспечивающие такой контроль, в частности, над специальными службами и правоохранительными органами.
Насколько возможно судить из доступной информации, эта тема – о необходимости полноценного внедрения такой системы в Украине – поднимается буквально на всех тематических встречах представителей Украины с западными партнерами. Последний раз о необходимости осуществления парламентского контроля за деятельностью специальных служб и правоохранительных органов отмечалось на заседании Межпарламентского совета Украина-НАТО, который состоялся 14 января текущего года в Брюсселе.
Фактически, усиление демократического гражданского контроля за деятельностью специальных служб и правоохранительных органов Украины путем создания специального парламентского комитета и реформирования Службы безопасности Украины - последовательное требование Европейского Союза и НАТО к Украине в плане демократизации и становления верховенства права в нашем государстве.
И эти требования не «упали с неба». Ведь именно Украина уже в новейшей истории ярко продемонстрировала, к чему может привести отсутствие или ослабленность такого контроля над специальными службами.
УРОКИ ИСТОРИИ
Очевидно, что все специальные службы во всех странах мира для того и создаются, чтобы всеми доступными для них специальными мерами и средствами обеспечить национальные интересы и безопасность собственной страны. Иногда эта деятельность выходит за пределы защиты интересов государства и противодействия внешним угрозам, и используется для внедрения внутренней политики. При отсутствии необходимых инструментов контроля со стороны общества, такое «внутреннее» применение спецслужб часто создает опасные прецеденты уже для нормального функционирования самого государства, а также для устойчивости его политической системы и общественного устройства.
Ранее и сегодня украинцы являются свидетелями, что специальные службы становятся стороной тех или иных резонансных международных и межгосударственных скандалов.
Не будем ходить далеко, ведь в самой Украине хватает «хрестоматийных» примеров. Вспомним «кассетный» скандал, последствием которого стали потрясения для всего государственного устройства Украины и для ее международного авторитета. Были ли сделаны выводы? Ответ дал уже следующий, «кольчужный» скандал, который, фактически, привел к международной изоляции Украины и на десятки лет отсрочил демократическое развитие государства, не говоря уже об амбициях двигаться в направлении НАТО и Европейского Союза. Вопросы, кому такие удары по основам украинской государственности были выгодны, риторические, ведь ответы лежат на поверхности.
Вспомним и события 2014 года, когда в один «прекрасный» день почти все руководители силовых ведомств, включая Минобороны, СБУ, МВД и даже с определенным количеством функционеров из разведывательных органов – просто достали из карманов заранее заготовленные российские паспорта и убежали в Москву. Не будем ломать голову, чем именно эти люди занимались все это время, находясь на секретных государственных должностях.
Огромное количество предателей среди работников спецслужб в Крыму – это тоже не было чем-то таким, что выпадает из общего логического ряда – эти люди предали Родину задолго до начала открытой российской агрессии против нашей страны.
Последний случай – пресс-конференция в Москве такого себе бывшего сотрудника СБУ Прозорова 25 марта э.г. Этот «перебежчик» размахивал служебным удостоверением, распространяя на Россию и весь мир самые мерзкие и лживые российские нарративы об Украине. Этот подонок точно не упал с неба. Понятно, что это просчеты служб внутренней безопасности. Но, опять же, система гражданского, в частности, парламентского контроля над спецслужбами, собственно, и создается для того, чтобы в принципе в спецслужбах исключить появление таких предателей, да еще и в таком количестве.
Однако речь не только о предателях. В случае отсутствия действенного контроля со стороны государства и общества за деятельностью высокооснащенных и мощных специальных служб, у них появляется соблазн и реальная возможность собирать и использовать критическую информацию относительно внутренних партийно-политических, общественных и криминально-бизнесовых кругов в стране и относительно их лидеров. Такие данные, – и это азбука, – могут использоваться спецслужбами в коррупционных, провокационных, дезинформационных или других скрытых целях, или для прямого шантажа фигурантов. Это всеобщий вопрос, который касается далеко не только Украины. Мы видели подобные прецеденты даже в самых сильных и самых развитых демократиях мира.
Эта проблема только обостряется с бурным развитием кибернетических технологий, когда инструментарий и методы деятельности специальных служб достигают глобальных масштабов.
Следует понимать, что эта проблема касается отнюдь не только СБУ. Речь идет о деятельности всех органов специального назначения с правоохранительными функциями, правоохранительных органов, а также правоохранительных органов спецназначения. Эту тенденцию, кстати, мы все ощущаем на сегодня, даже в эти последние дни перед президентскими выборами.
СПЕЦСЛУЖБЫ И ВЫБОРЫ: РИТОРИКА НЕ ВСЕГДА СОВПАДАЕТ С ДЕЙСТВИЯМИ
Сегодня в Украине можно воочию увидеть, что вместо слаженной работы между правоохранительными органами (СБУ, ГПУ, НАБУ и МВД) накануне, а также с приближением президентских выборов, – наблюдается обострение противостояния между силовиками внутри страны.
Кроме того, ощутимо растет и уровень уже физического противостояния между силовыми структурами и отдельными парамилитарными образованиями наподобие «Национальных дружин», связанных с партией «Национальный корпус».
Публично эти структуры декларируют скоординированную работу и нормальное сотрудничество относительно обеспечения честного и прозрачного избирательного процесса. А неофициально – обвиняют друг друга в работе на того или иного кандидата. В ряде случаев (в это даже трудно поверить!) доходит до их открытого противостояния, как это уже произошло в Киеве и Черкассах, а затем проявилось также и в других регионах. По нашему заключению, и по оценкам ряда ведущих независимых экспертов, мнение которых мы ценим, силовое противостояние подобного рода вполне вероятно и на участках непосредственно в день выборов, то есть 31 марта текущего года.
Открытые беспорядки, устроенные «Национальными дружинами», – это фактическое следствие того, что украинская власть в течение нескольких лет закрывала глаза на деятельность разного рода парамилитарных образований (военизированных ультраправых и ультралевых группировок, частных военно-спортивных структур и военизированных охранных ведомств и т. п.), а в ряде случаев – практически заигрывала с ними. В конце концов, такая политика вышла боком самой власти.
Можно уверенно говорить, что такого рода противостояние между силовыми структурами, а также столкновения между силовиками и парамилитарными образованиями сильно ослабляют государство изнутри. Вместо того, чтобы обеспечивать правопорядок внутри страны и сообща противостоять российскому влиянию, российским спецслужбам и их «пятой колонне», украинские силовики, похоже, отдают предпочтение внутренней борьбе друг с другом, что неизбежно ослабляет государство и порочит ее имидж как в Украине, так и за ее пределами.
В случае продолжения подобного противостояния в дальнейшем – это может привести к угрозе возникновения серьезного политического кризиса в государстве, связанного с легитимизацией результатов президентских выборов.
Именно такую цель ставит перед собой кремлевская верхушка и лично российский президент В.Путин, которые пытаются представить Украину перед Европой и в целом перед Западом как «недогосударство», государство-неудачника, выбору которого нельзя доверять. Не случайно в России уже сегодня, даже не дождавшись выборов в Украине, уже объявляют о «непризнании» их итогов. В этом контексте сознательное или бессознательное участие в подрыве избирательного процесса является преступлением против Украинского государства, которое прямо играет на руку врагу – путинскому режиму.
Именно враги Украины заинтересованы, чтобы на президентских выборах в Украине пролилась кровь, с последующим переводом силовых столкновений и парамилитарных структур в формат внутреннего конфликта, следствием которого могут стать уже неконтролируемое насилие и хаос во всей стране. Мы можем с большой вероятностью предполагать, что именно такое задание получили российские спецслужбы, и эту угрозу нельзя недооценивать, а относиться к ней легкомысленно – вообще преступно. Потому что именно искусственно созданный хаос может стать аргументом для Кремля относительно необходимости проведения Россией так называемой «миротворческой» операции для защиты русскоязычного населения Украины, или православных верующих УПЦ МП, – суть формулировки в этом контексте уже не столь важна.
Для специалистов очевидно, что Кремль может спровоцировать и направить подобные кровавые акции ряженых парамилитарных образований в Украине не напрямую, а через законсервированные «третьи структуры», в том числе из среды «пятой колонны» и коллаборационистов.
ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ КАК ОТВЕТ
Текущая ситуация и вышеперечисленные факторы убедительно свидетельствуют в пользу вопиющей необходимости создания нового специального парламентского комитета Верховной Рады, который напрямую будет заниматься контролем за деятельностью специальных служб и правоохранительных органов, а также будет способствовать реформированию Службы безопасности Украины.
Ощутимый толчок этому процессу дал проект Закона Украины «О парламентском контроле за соблюдением положений законов в деятельности специальных служб и правоохранительных органов государства», разработанный группой народных депутатов ВР Украины. При этом стоит отметить, что этот законопроект был разработан во исполнение требований ст.6 (п.2) нового Закона О национальной безопасности Украины от 21 июня 2018 года.
Кроме того, актуальным этот законопроект сделало принятие 7 февраля э.г. Верховной Радой Закона О внесении изменений в Конституцию Украины относительно стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора, инициированного Президентом Украины.
Этим документом внесены изменения в Конституцию (Основной Закон) Украины, которым закрепляется необратимость стратегического курса государства на приобретение полноправного членства в Европейском Союзе и в Организации Североатлантического договора.
Ожидалось, что парламент в ближайшее время рассмотрит законопроект о создании и определении полномочий нового Комитета Верховной Рады Украины для обеспечения осуществления парламентского контроля за деятельностью специальных служб и правоохранительных органов. Но этим надеждам не было суждено сбыться до сих пор. Сейчас это может произойти только в период между президентскими и парламентскими выборами в Украине, что вызывает вопрос: не было бы слишком поздно?! На наш взгляд, время для такого рассмотрения было просто безответственно потеряно.
Это при том, что законопроект «О парламентском контроле за соблюдением положений законов в деятельности специальных служб и правоохранительных органов государства» – создает широкую законодательную базу для эффективной защиты национальных интересов и общественной безопасности. Законопроект предлагает внедрить эффективный инструментарий парламентского контроля в этой сфере, который практически отсутствует в нашей стране сегодня.
При этом важно, чтобы предложенный нормативно-правовой акт в полной мере отвечал общеевропейской практике, что важно для процессов европейской и евроатлантической интеграции Украины.
Поскольку автор этих строк детально ознакомился с содержанием законопроекта, целесообразно рассмотреть несколько замечаний, которые следовало бы учесть в дальнейшей работе над этим документом.
ЗАМЕЧАНИЯ ПО СУТИ
Во-первых, закон Украины должен быть направлен на предотвращение использования специальных служб и правоохранительных органов в интересах тех или иных политических сил или партий, отстаивать главное предназначение спецслужб, которым является защита конституционного и демократического порядка.
Это означает, что в проект упомянутого Закона надо ввести норму, которая создавала бы четкие правила относительно обработки информации с ограниченным доступом и содержала четкие предохранители против злоупотреблений с ее использованием. В этом же контексте, Закон должен четко определить регламент профильного парламентского Комитета, потому что в противном случае, при любых расплывчатых формулировках или возможности их двойного толкования, эта структура потенциально может нанести больше вреда, чем пользы в построении открытого демократического общества.
Во-вторых, не совсем понятно (а точнее – совсем непонятно!), почему единственный пока предложенный законопроект не предусматривает различия в подходах к двум разным по назначению секторам: специальным (разведывательным) службам, предназначенным для обнаружения и оценки внешних угроз национальным интересам и безопасности государства, с одной стороны, а с другой – правоохранительным органам с функциями оценки внутренних угроз национальным интересам и безопасности Украины. Эти два вида деятельности объективно имеют разную природу, механизмы применения и инструменты противодействия угрозам.
Вообще-то, это лежит на поверхности и обязательно должно учитываться разработчиками законопроекта. Поэтому, наиболее целесообразным выходом может быть создание единого профильного Комитета Верховной Рады Украины, но в составе двух подкомитетов, каждый из которых будет заниматься только одним из определенных выше направлений.
В-третьих, довольно слабым местом проекта этого Закона является наделение его исключительно надзорными полномочиями за деятельностью специальных служб и правоохранительных органов. Однако этот документ не имеет никакого упоминания об обратной связи Верховной Рады Украины с силовыми структурами Украины, которые занимаются специальной (разведывательной, контрразведывательной, разведывательно-поисковой и правоохранительной) деятельностью. Очевидно, что, помимо общего надзора, парламентский Комитет должен разрабатывать меры для улучшения деятельности специальных служб и правоохранительных органов Украины. Это обуславливает наличие в составе или в рабочих органах такого Комитета исключительно профессионалов, которые могут адекватно оценивать работу специальных служб и предлагать пути для ее совершенствования.
Четвертое. Как мы уже говорили, крайне чувствительным остается вопрос относительно предоставления доступа членам парламентского Комитета к информации с ограниченным доступом, а также создания предохранителей против прямого вмешательства политиков, включая членов парламента, в оперативную деятельность специальных служб и их руководящих органов. Это положение должно найти отражение в законопроекте, благо, международных прецедентов для подобных решений более чем достаточно.
Пятое. В проекте Закона Украины «О парламентском контроле за соблюдением положений законов в деятельности специальных служб и правоохранительных органов государства» отсутствуют профессиональные требования к членам Комитета и его секретариата, кроме предусмотренного в его ст.7 и 8 порядка предоставления этим представителям допуска к государственной тайне, а также возможностей привлечения внештатных консультантов к проверкам деятельности спецслужб. Вместе с тем, это важный вопрос. Например, в Швеции председатель и заместитель председателя парламентского Комитета обязательно должны иметь опыт работы в юридической отрасли. В других странах довольно важным считается предыдущий опыт работы членов парламентского Комитета безопасности в государственных и правоохранительных органах. В этом же контексте эта парламентская структура должна получить предохранители против инфильтрации в ее состав представителей иностранных разведок, в частности, Российской Федерации, что предусматривает процедуру специальной проверки, которая должна быть предусмотрена законом.
И напоследок. Говоря о парламентском контроле за деятельностью специальных служб, невозможно обойти вопрос об усилении координации деятельности разведывательных органов путем создания отдельного специального государственного органа: Комитета по вопросам разведывательной деятельности при Президенте Украины. За годы независимости Украины такой Комитет создавали и ликвидировали трижды. Между тем, именно такой орган может повысить эффективность работы по обеспечению полномочий Президента Украины и руководства, координации и контроля за деятельностью разведывательных органов Украины.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Обсуждая все эти сложные вопросы, стоит всегда держать в поле внимания простую истину. Страна находится в огромной опасности. Уже пять лет длится российско-украинская война, в разных формах и проявлениях. И она не закончится ни завтра, ни в ближайшем будущем. Потому что Кремль и лично В.Путин ни в коем случае не смирились с собственным поражением в Украине, и не намерены оставить ее в покое.
Для специалистов в области разведки очевидно, что российский враг прилагает и будет прилагать все усилия для того, чтобы воспользоваться длительным электоральным циклом, включая президентские и, впоследствии, парламентские выборы осенью текущего года, чтобы дестабилизировать Украину, спровоцировать в стране хаос, беспорядок и насилие.
Над этим стоит задуматься всем украинцам. Стражам порядка. Военным. Аналитикам. Просто гражданам. И не в последнюю очередь, – тем рядженим «патриотам», которых, как баранов, используют сейчас в качестве силового тарана в момент выборов, когда государство особенно уязвимо к внутренним и внешним угрозам.
Заметим – в очередной раз используют. Подобный сценарий уже был реализован, по крайней мере один раз. Случилось это в 2014 году. Об этом не стоит забывать.
Юрий Радковец, военно-политический эксперт, экс-заместитель начальника ГУР МО Украины (2000-2003; 2013-2015 гг.), кандидат военных наук, доцент, генерал-лейтенант запаса, Киев