Чтобы не пустить дальше Россию, которая там и так «разгулялась» по полной программе
Смена диктаторского правления в Судане на военное - с одной стороны - типичное для африканского континента дело. Но, если взять глобальнее, она вполне может стать очередным «звеном цепочки» в создании нового региона мировой опасности. Где нет места правам человека и демократии, а трайбализм и кровная месть - остаются реальными и эффективными инструментами политической борьбы.
Who is mister аль-Башир?
Собственно, кого свергли вчера военные в Судане? Президент и председатель правящей партии «Национальный конгресс» Омар аль-Башир - фигура незаурядная во всех отношениях. Власть он захватил почти ровно 30 лет назад, в 1989 году, так же - путем военного переворота, четыре года руководил искусственным органом управления государством, в 1993-м - был сперва назначен, а затем четыре раза переизбран президентом Судана на фактически безальтернативных «выборах» с результатами в пределах 65-95 процентов голосов «за». Совершенно прямо режим его власти назывался во всем демократическом мире диктаторским, националистическим и религиозно фундаменталистским. Глава исповедует ислам, и все преференции шли для племен, также мусульманских, христиане же, живущие преимущественно на юге страны, и темнокожие племена, также исповедующие христианство на других территориях - подвергались притеснениям.
Все это рано или поздно не могло не вылиться в открытое противостояние и фактически - гражданскую войну. Отвратительной страницей стал так называемый Дарфурский конфликт, который длился чуть не все нулевые годы и приобрел все признаки геноцида со стороны властей Судана против христиан этой конкретной провинции и юга страны в целом. Итог: под бешеным давлением извне и угрозой международного военного вмешательства аль-Башир согласился на проведение референдума в южных провинциях об отделении - так летом 2011 года и появилось новое, признанное ООН государство - Южный Судан. А аль-Башир доказал, что готов не только убивать, но и терять значительные территории для сохранения себя у власти.
Мировое сообщество молча за всем этим не наблюдало. В 2009-м и 2010 году международный уголовный суд впервые в истории выдал ордера на арест аль-Башира (действующего главы государства!) вне территории Судана за военные преступления и геноцид, а СМИ дали ему титул «наихудшего диктатора мира» современности. Но - попытки задержать президента Судана не привели к результату: в 2015-м он был задержан на саммите стран Африканского союза в Йоханнесбурге, но - при содействии власти ЮАР - сумел вылететь в Хартум. Фактически: Судан под властью аль-Башира был почти изолированной страной, где царил жестокий военно-религиозный режим.
Но - была и другая тенденция. Так, например, когда началось восстание против такого же диктатора Муаммара Каддафи в Ливии, именно аль-Башир направил повстанцам помощь и после их победы был принят на самом высоком уровне в Триполи. А вот в 2017-м аль-Башир приехал уже в Москву, где вел переговоры с Владимиром Путиным. Так что - тот еще дипломат.
Понятно, что на таком фоне: международные санкции, ордер на арест и война - экономическое положение Судана было кризисным. И вот с начала этого года на улицы стали выходить люди, которые не видели перспективы в собственной стране. Наконец, 11 апреля армия решила вмешаться в ситуацию и арестовала как аль-Башира, так и все его правительство. Новым лицом власти стал министр обороны и недавно назначенный первый вице-президент Судана Ахмед Авад ибн Ауф. Как говорится - кажется ничего удивительного.
Таинственный континент возможностей и противостояния
Но - посмотрим шире. Что вообще мы знаем об Африке? В основном, это - целый континент, ранее находившийся под властью мировых колониальных империй, там очень жарко и кое-где можно неплохо отдохнуть, но - можно и недосчитаться имущества (это в лучшем случае), а то и потерять здоровье и жизнь (это в худшем). Однако, сразу за первыми впечатлениями возникает более справедливый вопрос: почему же великие державы так упорно делили сферы влияния на целом континенте, вели войны за земли других людей и вообще - Первая мировая, например, имела одной из причин именно противостояние за контроль над африканскими колониями? А потому, что из-за природных и климатических особенностей Африка (за исключением разве что Египта) в прямом смысле оказалась на обочине мирового исторического процесса. И более продвинутые европейцы сначала замахнулись на территории, а затем - увидели огромную экономическую выгоду. И началось то, что все мы знаем из учебника как «колонизаторская политика империалистов». При этом, не забывая о зверских преступлениях англичан, французов и немцев и реальном истощении ресурсов Африки, нельзя забывать и об огромной гуманитарной роли, которую сыграли колонизаторы. Образование, наука, технологии - это то, что было принесено в Африку именно из Европы. И сложно сказать как бы жил «черный континент» сейчас без них. Потому что вся борьба за независимость и в итоге освобождение от колонизаторов во второй половине прошлого века опирались именно на просветительскую деятельность и распространение современных политических идей среди народов Африки.
И - независимость получили. И пошли разные страны разными путями. Где-то, как в Танзании, удалось наладить более-менее реальный демократический режим со сменой власти и процедурами. Где-то - воцарились «вечные» президенты, например Роберт Мугабе в Зимбабве, до недавнего времени - ее единственный руководитель. Но в основном - власть брали те, у кого было в руках оружие, то есть - военные. Даже колониальные администрации видели в этом определенный смысл: ситуация будет под контролем, а экономически - страны и так были зависимы от бывших метрополий. Эта система существовала фактически до конца «нулевых», раздел сфер влияния проходил по линии ориентации на США или СССР, но с крахом последнего лояльные ему режимы в основном перешли к той же военной диктатуре. Пока - американцы не решили «перестроить» Северную Африку.
К чему пришли и чем это грозит?
Идея экс-президента США Барака Обамы «обновить» политические элиты северной Африки на грани «нулевых-десятых» годов с самого начала была довольно рискованной. То, что внутренние проблемы в Тунисе, Ливии и Египте были актуальными - факт. Но замена диктаторских режимов бен-Али, Каддафи и Мубарака (к слову, каждый имел свои особенности) произошла далеко не мирным путем, а участие извне была откровенным и недвусмысленным по симпатии к оппозиции. В итоге: более или менее удовлетворительно сложилась ситуация в Тунисе, где удалось привести к власти достаточно демократическое правительство. А вот умеренно исламистский эксперимент в Египте, где был избран президентом выдвиженец «Братьев-мусульман» Мухаммед Мурси привел к жесткому военному противостоянию, когда армия во главе с генералом ас-Сиси просто отстранила президента от власти, а сейчас - он ждет будет ли приведен в исполнение уже вынесенный ему смертный приговор. В Ливии - также известная ситуация: Каддафи в могиле, но страна фактически поделена между враждующими группировками, а центральное правительство - откровенно слабое. Конечно, это не оправдание для сохранения диктаторских режимов как таковых, но признать откровенный провал американской внешней политики стоит. И это - хороший урок тем политикам, у которых якобы есть единственно верное решение ситуации.
Вот на таком фоне провала «арабской весны» и появились новые фигуры африканской политики. О египетском президенте ас-Сиси мы уже говорили. Последний месяц активизировались силы фельдмаршала ливийской армии Халифы Хафтара, который давно вышел из подчинения правительству и ведет свои войска на Триполи. Обоих военных объединяет недоверие к западным партнерам и - откровенная ставка на Москву и Путина как внешнеполитического партнера. Кстати, контакты Москвы и Каира именно в военной и экономической сфере за последние годы укрепились в разы, а Вашингтон только и располагает в качестве аргумента воздействия на ас-Сиси ежегодной помощью от правительства США в 3 миллиарда долларов. Но Египет уже не проводник американской политики на Ближнем Востоке и Африке. Про Хафтара в Ливии известно, что среди его группировок заметное место занимают российские «военные советники» и отряды частных военных кампаний, также финансируемых из России. Сам фельдмаршал учился довольно долго в советские времена в Москве. Показателен визит к Хафтару на прошлой неделе главы правительства Италии Джузеппе Конте, который сам проявляет откровенные промосковские симпатии.
Теперь - видим смену власти в Судане. Скажем откровенно: треугольник Египет-Ливия-Судан - это очень мощная сила в Африке априори и очень удобный плацдарм для развития экспансии. Потому что каждая из этих стран - это нефть, газ, запасы золота, руд, других полезных ископаемых. А если добавить сюда ситуацию в Центрально-Африканской Республике, где те же российские «советники» и частные отряды воюют на стороне действующего президента Туадере, не контролирующего большую часть территории страны? И опять-таки - огромные природные ресурсы.
Что же может противопоставить такому сценарию западный мир? Учитывая анархическую внешнюю политику президента США Трампа, кажется, единственным ответом на уже заключенный союз России с «плохими парнями» разного сорта в Африке стало бы единство и влияние на эти страны бывших европейских метрополий. То есть - Великобритании (Египет и Судан), Италии (Ливия), Франции (Центрально-Африканская Республика). И им не остается ничего другого, как конкретно отреагировать, потому что иначе они получат непредсказуемое и враждебно настроенное «подбрюшье» по другую сторону Средиземного моря. А экономические выгоды там вполне может начать получать Россия, что позволит держаться диктатуре Путина и дальше, несмотря на все санкции.
Пока новый руководитель Судана ибн Ауф не сделал ничего неожиданного: распустил парламент, ввел чрезвычайное положение на три месяца и объявил, что переходный период будет длиться два года, а затем - выборы. Но вот будет очень интересно, куда с первым визитом поедет господин генерал? И если это будет Москва (где и свергнутого аль-Башира встречали), то российская угроза в новом направлении станет очевидной. Поэтому задача мира теперь и в Африке та же самая - следить и действовать на опережение.
Виктор Чопа, Киев