Заявление об исчезновении оборудования из АП вызвало много дискуссий, породив кучу шуток и мемов. Но ситуация не очень-то веселая...
Информация нового секретаря СНБО Александра Данилюка об исчезновении из ситуативной комнаты (Ситуационного центра Президента Украины) в Администрации главы государства мониторов и серверов с секретными данными изрядно всколыхнула общество. Видео, в котором чиновник показал опустошенные комнаты Центра, быстро набирает просмотры. При этом главное, по словам Данилюка - не причиненный материальный ущерб, а то, что, мол, исчезло серверное оборудование с массой государственных тайн. Выясняем, впрямь ли есть основания для беспокойства, или, как это у нас бывает, - речь идет лишь о попытке поднять бурю в стакане воды? И если да - то с какой целью?
1. Действительно ли есть опасность утечки секретных данных?
Почти сразу тревожные сообщения из видео Александра Данилюка опровергли - и пресс-секретарь Порошенко Святослав Цеголко, и бывший замглавы администрации Президента Дмитрий Шимкив, и экс-секретарь СНБО Александр Турчинов. По их данным, технику, которую использовали в ситуативной комнате, в свое время брали в аренду, а установленный там сервер был транзитным, предназначенным для трансляции видео и других данных с защищенных ресурсов, расположенных где-то (в СНБО, Госпогранслужбе, СБУ и в других ведомствах), и информация на нем не собиралась. Турчинов отдельно подчеркнул: Главный ситуативный центр Совета нацбезопасности и обороны находится под надежной охраной и работает в штатном режиме.
2. Как это, «арендовать оргтехнику» для ситуативной комнаты в АП?
По словам Дмитрия Шимкива, Ситуативный центр Президента обустраивали по принципу с миру по нитке. В частности, там установили оборудование, в свое время закупленное для нужд ЦИК, которое комиссии так и не понадобилось, а также сетевую и офисную технику, с барского плеча передал Нацбанк. Экс-чиновник уверен: все это оборудование, которое находится на балансе Госуправления делами, хранится в президентской администрации. А вот оборудование, которого не хватало - в частности, большие мониторы, - пришлось брать в аренду. поскольку в 2014-2016 годах действовало постановление Кабинета министров Об экономии государственных средств и недопущения потерь бюджета, запрещавшее приобретение компьютерной техники для госструктур.
В документ не раз вносили изменения, делали постепенные ослабления, но окончательно постановление утратило силу только в октябре 2016 года. Поэтому в окружении бывшего президента утверждают: жадный Порошенко сам платил за аренду дополнительного оборудования. Другой вопрос, почему никто не задумался об оснащении ситуационных центров не одолженным, а собственным оборудованием, которое бы прошло все проверки и получило надлежащую защиту от взлома и считывания информации, в 2017-2018 годах? Ведь речь идет не о сбережения средств Порошенко, а о вопросах национальной безопасности. И в этом было бы легко убедить и политиков, и общество. Почему этого не произошло, сейчас приходится только гадать.
Однако, по мнению Дмитрия Шимкива, ничто не мешает сделать это сейчас. Тем более, что речь идет не о таких уж и большие средствах - их вполне можно найти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение деятельности Президента и СНБО. Для восстановления работы комнаты нужны только экраны и видеосервер, кабели встроены, - пояснил Шимкив.
3. Почему об исчезновении аппаратуры первыми узнали соцсети, а не спецслужбы?
Конечно, по уровню мифологизации компьютерному оборудованию ситуативной комнаты из АП далеко до бесценных панелей легендарной Янтарной комнаты. И все же сейчас его активно ищет чуть ли не половина украинских пользователей социальных сетей. При этом многие даже после разъяснений Шимкива, Цеголко и Турчинова продолжают троллить бывшего главу государства и его окружение - дескать, какой же жадный и мелочный этот Порошенко!... Еще часть рада за Александра Данилюка, который уже в первый день после назначения сел в лужу, обнародовав непроверенные сведения - мол, по принципу слышал звон... Соответственно, получаем множество шуток и мемов на эту тему. И лишь единицы пытаются, так сказать, глобализовать проблему и предостеречь общество, заставив вынести из этой ситуации важный урок, который позволит избежать подобных случаев в будущем.
И первый вывод в этой связи очевиден: на какие бы должности не назначали украинских политиков, очень часто они продолжают оставаться политиками, так и не превратившись в государственных мужей. Как бы действовал в подобной ситуации чиновник в цивилизованной стране? Правильно - немедленно бы поручил спецслужбам начать расследование, найти и наказать виновных. И только по завершении следствия (да и то не во всех случаях) обнародовал бы отчет о проделанной работе в СМИ... и возможно в официальном Твиттере. Другое дело, что в условиях демократии шила в мешке не утаишь, и рано или поздно эта история попала бы в прессу. Но при этом спецслужбы выигрывают время и успеют продвинуться в расследовании. А у нас секретарь СНБО (человек, который по статусу знает не меньше - а в конкретном случае - вероятно, и больше) государственных тайн, чем президент, вместо СБУ, ГБР, Управления госохраны и других уполномоченных структур, обращается к избирателю. Хочет понравиться ему харизмой разоблачителя, удивить открытостью новой власти и себя во власти. Конечно же, в открытости и гласности нет ничего плохого. Но должен быть какой-то здравый смысл! Института государственной тайны никто и нигде - даже в самых демократических странах - не отменял. Особенно, когда информация касается национальной безопасности - потенциальной пробоины в системе управления государством, которая находится в состоянии войны. А мы имеем, то что имеем: главный хранитель государственных секретов действует по принципу что вижу, о том и пою, точнее, в условиях диджитализации - что снимаю, то и стримлю...
Только через сутки после появления резонансного видео Государственное бюро расследований открыло уголовное производство по факту исчезновения мониторов и серверов из здания администрации президента. К тому же, такая инициатива, очевидно, стала следствием широкого публичного обсуждения темы, а не обращения или поручения секретаря СНБО... Что это? Непрофессионализм и недостаточный уровень осознания ситуации? Или готовность все - даже интересы национальной безопасности - положить на алтарь политической борьбы? Готовность на все, чтобы окончательно потопить оппонента, недодавленного на президентских выборах так называемыми 73 процентами? ..
“Иначе как элементом избирательной технологии заявление секретаря СНБО я бы не назвал, - отмечает в комментарии Укринформу директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. - На самом деле эта история не должна была попасть в публичную плоскость - по крайней мере, до завершения профессионального расследования. Но следствие завершится, вероятно, уже после досрочных парламентских выборов! А партии Слуга народа выгодно говорить о том, что все украинские политики (кроме них) плохие, постоянно. Так ЗеКоманда вела президентскую избирательную кампанию, приобретая голоса благодаря протестному электорату, так будет действовать и сейчас: подобные ситуации - прекрасная возможность как говорится заклеймить предшественников.
Также Виталий Бала обращает внимание и на некоторые другие возможные резоны выплескивания этой темы в публичную плоскость. Речь, например, идет о попытке отвлечь внимание от сделанных ранее заявлений Александра Данилюка, который, в частности, рассказывал о том, чем должен и чем не должен заниматься СНБО. Напомним, экспертов и представителей патриотически настроенной общественности изрядно беспокоит то, что в первых заявлениях нового секретаря Совета нацбезопасности и обороны не было никакой конкретики о войне на Донбассе, оккупации Крыма, раздаче российских паспортов в ОРДЛО и других вопросов, которые непосредственно касаются его компетенций. Вместо этого - разговоры о предстоящих реформах в смежных отраслях и хорошей команде советников, которая быстро приготовит панацею от всех бед страны ...
Александр Радийчук, Киев