Возвращение РФ в Большую восьмерку, которое обсуждают некоторые мировые лидеры, будет ударом еще больнее, чем реабилитация ее делегации в ПАСЕ
Президент США Дональд Трамп считает, что Россию было бы неплохо вернуть в клуб мировых лидеров - организацию G8, - откуда ее выгнали после незаконной аннексии украинского Крыма. Правда, глава Белого дома, судя по всему, пока не готов брать на себя ответственность за инициативу такого шага. Зато Трамп намекнул, что поддержал такое решение, если бы соответствующее предложение внес кто-то другой. Этим кем-то, похоже, может быть французский президент Эммануэль Макрон, который на днях довольно мило побеседовал с Путиным. И, по данным СМИ, именно он поднял эту тему, разговаривая по телефону с Трампом. Других членов организации, в которую входят США, Франция, Италия, Канада, Великобритания, Германия и Япония, очевидно, привлекут к дискуссии в ходе запланированного на 24-26 августа саммита G7, который будет принимать Франция.
Баба яга не против... О российском интересе США и других членов G7
В течение всего времени, начиная с аннексии Россией Крыма и кремлевского наступления на Донбассе, США были главным союзником Украины в противостоянии агрессору. Именно в Вашингтоне готовилась большинство антироссийских санкций, которые с 2014-го и до сих пор вводило международное сообщество. Особенно важна эта позиция была во времена Барака Обамы. Благодаря системе сдержек и противовесов, действующей на Олимпе в США, такая же ситуация сохраняется и при президентстве Трампа. Причем иногда антикремлевские решения принимают даже в пику главе Белого дома, который часто действует как флюгер, крутящийся лишь в том в направлении, которое известно только ему. Трамп - еще и человек настроения. К примеру, он угрожает стереть КНДР с лица земли, а через несколько дней рассказывает, какой же хороший парень, этот Ким Чен Ын ... Так и с Россией: то глава Белого дома обвиняет Путина в нарушении мирового порядка, то называет его чуть ли не братишкой. Что-то подобное переживаем и сейчас: недавно США резко обвинили Москву в нарушении условий Договора о ракетах средней и меньшей дальности и именно на Кремль возлагали ответственность за прекращение действия договоренностей, а уже через месяц глава Белого Дома говорит, что не против сидеть за одним столом с Путиным во время саммитов государств - мировых лидеров.
Трампу надоело искать дополнительные возможности для общения с Путиным. Он хочет обсуждать с ним дела в любой момент. Но при нынешних обстоятельствах делать этого он не может - по крайней мере, чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре, - говорит директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов, - а формат многосторонних встреч открывает новые возможности, ведь внутреннее общение во время подобных саммитов нерегламентировано. Наоборот - все понимают, что лидеры стран приезжают на такие форумы не только для участия в официальных мероприятиях, но и для того, чтобы во всех форматах (на сессиях и кулуарно) обсуждать вопросы, которые их больше всего интересуют. Одним из интересов Трампа сейчас является скорейшее завершение так называемого Рашагейта (скандала, связанного с вмешательством РФ в выборы американского президента в 2016 году. – Ред.)”.
При этом эксперт напоминает, что, по данным Институт Гэллапа, более 40% избирателей республиканцев в США вообще считают Россию союзником. Поэтому поддержание контакта с Кремлем для Дональда Трампа важно и для сохранения имиджа в глазах электората. Что касается еще одного инициатора дискуссии - Эммануэля Макрона, он хочет показать Америке, что Европа имеет собственный взгляд на вопросы мироустройства. Он не исключает возможности создания экономического блока с Москвой для получения свободного доступа к российским энергоресурсам. Тем более, что относительное ослабление экономики РФ все-таки происходит, поэтому с точки зрения Макрона Путин тоже должен быть заинтересован в таком сближении, - считает Сергей Толстов.
Кроме того, в составе семерки, по его словам, есть и другие люди, которые могут поддержать идею возвращения РФ. Речь идет, например, о двух странах, которые пока не выражают своих позиций по этому вопросу, однако имеют к нему отдельный интерес. Япония и Италия могут поддержать возвращение Кремля, если это им выгодно. Если, например, Россия все же согласится отдать Японии два спорных острова, Токио поддержит любые формы сближения, тем более, что Дальний Восток давно манит японцев своими ресурсами. Италия же страдает от финансовых трудностей, поэтому возобновление доступа к российскому рынку для части местных политиков и чиновников - тоже очень привлекательная перспектива. Особенно, если вспомним, как Сильвио Берлускони дважды в год проводил совместные заседания правительств Италии и России, - говорит эксперт-международник.
Однозначно против восстановления статуса России, по прогнозам Толстова, будут Канада и Великобритания. Вроде бы не готова идти навстречу Москве, пока не будут урегулированы вопросы, связанные с началом охлаждения отношений, и Германия. Однако это не мешает тамошнему правительству молчать по поводу российских инвестиций, строительства автомобильных заводов, Северного потока и других совместных проектов кремлевских структур и немецкого бизнеса. Поэтому и позиция этой страны к возвращению блудного Путина также может измениться.
Российские дипломаты в последние годы активно работали над тем, чтобы вернуть свою страну в ведущие международные институты. Если несколько лет назад этот сценарий считался абсурдным на фоне оккупации Крыма и убийств украинцев в Донбассе, то после возвращения российской делегации в ПАСЕ, оптимистов в этом вопросе стало меньше, - говорит в комментарии Укринформу руководитель Центра Эйдос Виктор Таран. - Вполне вероятно, что таким же образом могут действовать и другие организации. Единственное, что будут делать это постепенно - отменят часть санкций, потом еще часть, а потом и полностью простят Путину... И такой сценарий становится все более вероятным. Поэтому уже на ближайшем саммите G7 могут обсудить алгоритм постепенно возвращения России в состав организации, выдвинув для приличия несколько требований. Зная Россию, можно с уверенностью сказать, что никто их не будет выполнять. Но постепенно давление на Кремль будут ослаблять и в итоге могут вообще закрыть на все глаза».
Лидерские замашки Москвы продолжат усиливаться
При этом не стоит забывать, что пословица посади свинью за стол, так она и на стол залезет - как раз с Москвы писана. И вот пример. Не успели Трамп и Макрон обмолвиться о гипотетическом возвращении Путина за круглый стол G8, как в Кремле сообщили о подготовке сценария, призванного увеличить влияние РФ на деятельность организации. Глава международного комитета Совета Федерации РФ Константин Косачев предложил расширить Большую семерку, вернув в нее Россию, а также пригласив Индию и Китай. При этом, как обычно, в РФ объясняют такой шаг вроде бы объективной необходимостью - ведь влияние Китая и Индии в мире в последние годы выросло в разы. Как и экономики этих стран. Так, мол, кому, как не им, заседать в большом клубе?
На самом деле Кремль, как и во всем, преследует лишь собственный интерес. Потому что за сохранение нынешнего формата организации (и при условии возврата в ее состав Москвы), как бы привержены РФ не были некоторые государства-участники, в большинстве принципиальных вопросов, касающихся демократических ценностей, прав человека и норм международного права, Кремль будет оставаться наедине против остальных семи членов мирового клуба. Что не раз показывали решения G8 во время предыдущего пришествия туда РФ. Привлечение же в организацию Пекина и Нью-Дели изменит расстановку сил - 7 против 3. А там, если к власти в нескольких европейских странах придут еще более лояльные к Путину политики, - кто знает, как то или иное принципиальное голосования обернется... Именно о таком расчете Кремля свидетельствуют слова упомянутого уже российского сенатора Косачева: как по мне, возвращение России в семерку имело бы смысл только, если удастся избежать ловушки 7 против 1. А для этого необходимо взглянуть на ситуацию шире. Что если подумать о более решительной модернизации этого формата за счет присоединения к нему также наших китайских и индийских партнеров?.
Россия, кстати, вполне пользуется такими возможностями в рамках G20 (Большой двадцатки), где Кремль раздувает щеки в эйфории от своего влияния уже сейчас. На встречах двадцатки Путин - среди своих. Там присутствуют Китай и другие страны БРИКС. Там Путин может сам решать, с кем встречаться. И там он точно изолированным не выглядит, даже если весь Запад от него отворачивается и Трамп отменяет встречу. А самое главное - на встречах в формате двадцатки появляется иллюзия той роли России в мире, которую она в своем экономическом потенциале играть просто не в состоянии, – подчеркивает в этой связи публицист Виталий Портников.
Задача Украины: держать мировое сообщество “в тонусе”
Информируя о перспективах возвращения Москвы в G7, мировые СМИ сначала, в частности со ссылкой на высокопоставленный источник CNN в администрации президента США, сообщили, что Трамп и Макрона якобы уже точно договорились пригласить Россию к участию в саммите организации в 2020 году. Позже ситуацию немного смягчили - мол, дискуссия по этому вопросу еще не завершена. Но уже и сама актуализация вопроса, согласитесь, беспокоит. И если Трамп говорил о необходимости возвращения Москвы за стол переговоров и раньше (например, в июне прошлого года), то из уст Макрона подобные заявления прозвучали впервые. Хотя справедливости ради стоит напомнить, что во время встречи с Путиным французский президент подчеркнул: этот вопрос напрямую связан с развитием ситуации в Украине. Но развитие событий, приемлемое с точки зрения Парижа, и видение Украины, согласитесь, могут оказаться двумя большими разницами... Между тем механизм возврата Кремля в клуб мировых лидеров, похоже, запущен. И о том, чем все это может закончиться, можем судить по ходу операции Ы, предшествовавшей упомянутому возвращению российской делегации в Парламентскую ассамблею Совета Европы. Причем, последствия расширения G7 гораздо опаснее.
Для Украины плохо, что ведущие западные государства - в частности, устами Макрона и Трампа - начали ставить вопрос сотрудничестве с Россией безотносительно к решению украинского кризиса, - отмечает эксперт-международник Сергей Толстов, - совершенно очевидно, что Западу эта ситуация уже надоела. Возможно, Государственный департамент США и против того, чтобы идти на уступки Путину, однако Трамп, пожалуй, мечтает, чтобы ситуация разрешилась как можно быстрее и без особых его усилий. Лучший выход для него - добровольные уступки Путину со стороны Украины. Это же касается и Макрона. При таких обстоятельствах возможно усиление кулуарного давления наших западных партнеров на Владимира Зеленского - ведь он прежде всего должен быть заинтересован в прекращении войны на территории своей страны. И цена достижения этой цели, мол, неважна. Порошенко, очевидно, тоже это говорили. Но он в голос призывал партнеров к совести, к сохранению достижений демократии, пугал третьей мировой войной. И это спасало нас от усиления давления. А также помогало Украине сохранять лицо, - считает эксперт.
Соглашается с этим и руководитель Центра Эйдос Виктор Таран: Раньше Украина довольно жестко реагировала и на встречи европейских партнеров с хозяином Кремля, и на попытки обсуждать украинский вопрос за нашей спиной. Ноты МИД сразу же активно распространялись не только по дипломатическим каналам, но и в мировом информационном пространстве. Заявления состояли из двух частей - официальная позиция Киева о недопустимости ведения таких переговоров без Украины, а также содержались требования сообщить, о чем там без нас договорились. Но в последние недели подобной реакции, по словам эксперта, нет - ни на встречу Путина с Ангелой Меркель и Эммануэлем Макрона, ни на телефонные переговоры хозяина Кремля с Дональдом Трампом. Да и зачем, как говорится, далеко ходить - реакции Киева на дружескую в РФ инициативу Трампа и Макрона также нет. На что уже обратили внимание в соцсетях:
“Зато Украина должна жестко требовать объяснений относительно упомянутых инициативах, - считает политолог Виктор Таран. - Мы должны требовать учета интересов нашей страны при решении любых вопросов мировой повестки дня. Тем более, если они касаются агрессора, развязавшего войну на нашей территории. Если же Украина не будет показывать геополитические когти, с нами вообще перестанут считаться. А потом только будут ставить Киев перед фактом договоренностей, совершенно не отвечающих украинским интересам, - заключает эксперт.
Владислав Обух, Киев