Россия выступила с наглым условием «решения» Керченского кризиса: хотите морскую границу - признайте российским Крым! Это - цена беззубости Украины и соглашательства Запада
Прошел почти год, и сегодня мы вновь наблюдаем в Керченском проливе то же: Россия увеличила число необоснованных задержаний морских торговых судов до прошлогоднего «рекордного» уровня. Торговля через украинские порты в Азовском море - Мариуполь и Бердянск - несет колоссальные убытки. Но если бы только это...
На прошлой неделе замминистра инфраструктуры Юрий Лавринюк в своем блоге на Цензор.НЕТ написал, что за годы российской агрессии порты Азовского региона потеряли почти половину судозаходов, половину грузов и недополучили около 6 млрд грн доходов. Например, если в 2015 году общий грузопоток Мариупольского и Бердянского портов составлял 13,4 тыс. тонн, то в 2018 году этот показатель составил 7,7 тыс. тонн. Это тяжелый удар по портам и экономике страны, - пишет чиновник. И добавляет, что незаконно построенный мост через Керченский пролив и установка надводных габаритных ограничений сделали невозможным проход в Азовское море судов, высота которых превышает 33 метров: Как следствие - 144 судна, которые ранее работали на Азово-Черноморском рынке, теперь не могут зайти в порты Мариуполя и Бердянска. Потеряны грузопотоки в юго-восточной Азии, Южной Америке, США, Канаде.
Говорим о нынешней ситуации в Азовском море, насколько очередное обострение осложнило экспортную логистику Украины, в частности - агро, а также, что можем сделать, чтобы приструнить российскую наглость.
Обострение на Азове: насколько оно вредит украинской экспортной логистике?
В комментарии Укринформу руководитель Мониторинговой группы Института Черноморских стратегических исследований, Майдана иностранных дел Андрей Клименко отметил, что динамика средней задержки судна на вход в Азовское море в сентябре 2019 года выросла более чем в два раза и составляет 48,5 часов на судно (для сравнения, в июле 2019-го этот показатель составлял 16-19 часов). А средняя задержка судов на выход из Азовского моря составляет 89,7 часов на судно (опять же, в июле было 26-28). Все это, соответственно, причиняет значительные финансовые потери. Одно время сверхнормативной задержки судна стоит в среднем 10 тыс. долларов. А, может, и больше. Все зависит от параметров суднад , - говорит эксперт.
Также г-н Клименко добавил, что российское возбуждение на Азове происходит во второй половине года (см. График ниже), так как через Керченский пролив идет очень большой зерновой экспорт РФ. Поэтому он не исключает, что это делается умышленно. РФ может ставить преграды конкурентам, а тем более, что рынки почти одинаковые - Северная Африка и Ближний Восток, - рассуждает руководитель Мониторинговой группы. - Обратите внимание, что продолжительность задержки судов на выходе (то есть идущих из украинских портов с грузом, преимущественно в порты стран ЕС, Турции и Северной Африки) почти вдвое превышает продолжительность задержки судов на входе в Азовское море (т.е. когда они идут в балласте, без груза в Мариуполь и Бердянск).
Но действительно ли и насколько сегодняшняя ситуация на Азове вредит украинской экспортной логистике, в частности - агро? Руководитель проектов Общественный транспорт и корпоративное управление ООО ЕЖИС Украина Оксана Затворницкая утверждает, что ситуация с Агроэкспортом через порты Азова преувеличивается. На самом деле, порты Мариуполь и Бердянск демонстрировали высокие объемы перевалки растительного масла и зерновых в 2014 году. К тому времени через оба порта суммарно переваливалось 5% грузов этих товарных групп. По результатам 2018 года доля портов составляла уже 3%. И добавила: В целом по сравнению с 2014 годом объемы экспорта растительного масла и зерновых через украинские морские порты в 2018 году выросли на 22% (с 37,0 млн т до 45,0 млн т). Такая тенденция свидетельствует о смещении логистики агроэкспорта на порты Черного моря. Поэтому действия РФ в бассейне Азова не имеют катастрофических последствий для агроэкспорта Украины, - отмечает госпожа Затворницкая.
А как насчет горно-металлургического комплекса? Стоит напомнить, что в 2017 году Мариупольский порт занимал третье место по объемам перевалки продукции ГМК. А в 2018-м, несмотря на блокаду Керченского пролива российскими силовиками в конце ноября - начале декабря, смог показать еще лучшие результаты: занял второе место среди украинских гаваней по объемам перевалки горно-металлургического комплекса. Впрочем, причина не в росте объемов (на самом деле, они даже несколько сократились с 4409 тыс.т до 4112 тыс. т), а потому, что Одесский порт сократил перевалку продукции ГМК на 27% (с 4827 тыс. т до 3493 тыс. т).
Что касается Бердянского порта, то металлургические грузопотоки там сократились больше всего - на 44,5% (с 336,4 тыс. т до 186,8 тыс. т).
Заставить РФ придерживаться принципов международного морского права: есть ли шансы?
Помнится, в прошлом году велись разговоры о введении так называемого азовского пакета санкций в отношении РФ, а также о возможности ответа - ареста российских судов в международных портах. Как видим, актуальность эти разговоры не то, что не потеряли, они должны продожиться, и наконец подкрепиться конкретными шагами со стороны наших партнеров. Но... Абсолютно закономерно российская наглость крепнет. Вот, что заявил 22 октября замминистра иностранных дел РФ Андрей Руденко: Украина должна признать аннексию Крыма для установления морской границы. Как на такое реагировать?
Мы спросили у Андрея Клименко, возможны ли какие-то контрходы в такой ситуации?
По его словам, нам надо требовать усиления целевых санкций против РФ, в том числе в отношении их судов из портов Азовского моря. Если вспомнить, что происходило за кулисами принятия прошлогодней резолюции Европарламента от 25 октября 2018 года, то в ней предлагалось распространить « крымский» санкционный режим на четыре порта РФ (Ростов-на-Дону, Азов, Темрюк, «Порт Кавказ») и один на Черном море (Новороссийск). Это наши предложения были поддержаны Мининфраструктуры Украины. Это предложение было асимметричным: эти порты не имеют никакого отношения к блокаде Азовского моря, но все они с 2014 года нарушают международные санкции в отношении Крыма, поскольку из них идет большой морской трафик в Крымские порты. А, в свою очередь, крымские санкции (по сравнению с «донбасскими») - железобетонные, то есть будут действовать всегда - до деоккупации Крыма. Сегодня мы возвращаем тему санкций против портов РФ в Азовском и Черном морях в это пространство, - говорит Клименко.
Всего за 2018 год Мониторинговая группа зафиксировала 427 судозаходов в порты Крымского полуострова (без учета паромной переправы, а также 17 судозаходов для ремонта на судоремонтные заводы Севастополя и Керчи). Подавляющее большинство грузов, завозимых на Крымский полуостров из РФ, это строительные материалы: песок и щебень, а также топливо - бензин и дизельное топливо.
Распределение между российскими портами отправления выглядит так.
- Новороссийск - 91 рейс в порты Крыма: 44 в Севастополь, 34 в Феодосию, 8 в Ялту, 5 в Керчь. Перевозилось топливо - 39 рейсов в Феодосию и Керчь, потребительские товары в контейнерах - 41 рейс в Севастополь, круизные пассажиры - 10 рейсов в Ялту и Севастополь; в этих перевозках участвовали 7 судов;
- Ростов-на-Дону - 56 рейсов в крымские порты: из них 36 в Севастополь, 18 - в Керчь, 2 - в Феодосию; в 10 рейсах перевозились нефтепродукты, в 42 рейсах - песок, щебень и другие стройматериалы, стеклотара; в 6 случаях обратными рейсами в Ростове вывозилась крымская кальцинированная сода; участвовали 20 судов;
- Темрюк - 47 рейсов выполнено из этого порта в 2018 году в оккупированный Крыму, 14 судов перевозили преимущественно в Севастополь (45 рейсов) щебень и газобетон;
- Азов - 11 рейсов и 8 судов организовал этот порт в крымские порты: из них 7 рейсов - перевозка песка и других стройматериалов.
- Системных перевозок из других российских портов Азовского моря (Таганрог, Ейск) и других портов Черного моря (Туапсе, Тамань, Геленджик, Анапа) в 2018 году не зафиксировано.
Поэтому реальные кандидаты на санкции за организацию и обслуживание морских перевозок в Крым - российские порты: «Порт Кавказ» - за рейдовую перевалку и паромы, Новороссийск - за 91 рейс, Ростов-на-Дону - за 56 рейсов, Темрюк - 47 и Азов - за 11 рейсов в порты оккупированного Крымского полуострова в 2018 году. То есть можно писать и предлагать, чтобы, например, порты стран, поддерживающих крымские санкции, не принимали судна из упомянутых выше российских портов Азовского моря за то, что они нарушают международные санкции в отношении Крыма. Если ставить этот вопрос, то в РФ будет невероятная истерика. Ведь 12-15 их судов могут по характеристикам ходить в Румынию, Болгарию, Италию, Грецию ...Если мы хотим чего-то добиться - надо пугать, надо перехватить инициативу. Что точно будет? Думаю, европейский бизнес отреагирует и будет остерегаться с ними работать, - резюмировал руководитель Мониторинговой группы Института Черноморских стратегических исследований.
Мирослав Лискович. Киев