После завершения Олимпиады и Паралимпиады у Сочи почти не было времени на то, чтобы перевести дух: новый курортный сезон уже начался, причём в новых, никем не ожидавшихся реалиях. Теперь у главного российского курорта, прежде боровшегося за отечественного туриста с Турцией и Египтом, появился сильный внутренний конкурент — Крым. На первый взгляд, Сочи после Олимпиады имеет неоспоримое преимущество в виде новой инфраструктуры — гостиничной, транспортной, коммунальной. Однако новое качество матчасти ещё должно быть дополнено высоким уровнем сервиса — в этом корреспонденту «Эксперта ЮГ» неоднократно пришлось убедиться во время поездки в Сочи в начале мая. Об этом же говорят и эксперты в области туризма и градостроительства: появление современной инфраструктуры ещё не гарантирует Сочи статус курорта мирового уровня.
Уик-энд без пробок
Первый вопрос, с которого я начинал разговор со всеми своими собеседниками в Сочи, от таксистов до чиновников, — есть ли у вас ещё пробки? Олимпийская стройка запомнилась всем — и жителям, и гостям курорта — резким обострением этой хронической проблемы, и регулярные просьбы руководства Сочи потерпеть ещё немного подразумевали, что после Олимпиады, как минимум, свершится чудо. Можно сказать, что пока эти надежды сбываются: в начале мая пробок в Сочи действительно не было. В середине воскресного дня дорога от «Розы Хутор» до железнодорожного вокзала Сочи на рейсовом автобусе (порядка 70 км) заняла всего два часа с учётом многочисленных остановок — раньше на это потребовалось бы как минимум вдвое больше времени. Да и за все четыре дня, проведённые в Сочи во время этой поездки, стоять в пробках дольше пяти минут мне не пришлось — о том, как из-за этого здесь раньше опаздывали на поезд или самолёт, видимо, можно забыть.
Проверкой на эффективность новой транспортной инфраструктуры выступит летний курортный сезон, когда машин в городе станет значительно больше, чем в мае, но уже сейчас у руководства города есть понимание, что одно только строительство новых дорог не является панацеей от транспортных проблем. «В Европе давно поняли, что если строить больше дорог, то на них станет появляться больше автомобилей. Поэтому сейчас мы работаем над тем, чтобы как можно больше людей пользовались общественным транспортом, — рассказывает мой собеседник в администрации Сочи. — Мы провели исследование, и оказалось, что многие ездят из дома на работу и обратно на такое расстояние, которое можно легко пройти пешком или проехать на автобусе. В результате весь центр заставлен машинами, и это создаёт пробки».
Первые приметы борьбы с избыточной автомобилизацией — платные парковки, которые появились в центре Сочи, и повышенная активность эвакуаторов, заметная даже приезжим. А призыв к горожанам пользоваться общественным транспортом, «как в Европе», подкреплён новыми автобусами и поездами «Ласточка». Правда, стоимость проезда в них тоже европейская: автобус от железнодорожного вокзала до «Розы Хутор» стоит 180 рублей, а электричка от вокзала Сочи до аэропорта — 56 рублей. Но это в большей степени транспорт для туристов: сами сочинцы предпочитают «старорежимные» маршрутки по 17 рублей, хотя теперь они передвигаются по городу гораздо быстрее, чем раньше.
«Что касается транспорта, улучшения очевидны, в целом стало лучше», — признаёт известный сочинский архитектор, редактор портала «Архитектура Сочи» Наталья Захарова. Тем не менее, по её словам, при строительстве «олимпийских» транспортных развязок совершенно не были приняты во внимание интересы пешеходов: либо перемещение пешеходов через развязки не учтено совсем, либо проложен неудобный длинный путь, что вынуждает сокращать его с риском для жизни. Ещё одна проблема, доставшаяся в наследство от Олимпиады, — неравномерное распределение новых инфраструктурных объектов. «Основные изменения в инфраструктуре коснулись преимущественно Адлерского и Центрального районов, в меньшей степени — Хостинского и в ещё меньшей — Лазаревского; не так благополучно обстоит дело с инфраструктурой сёл, которые входят в муниципальный округ Сочи», — отмечает Наталья Захарова. Администрация города с этим согласна: мэр Анатолий Пахомов говорит, что строительство инфраструктуры с завершением Олимпиады не закончится (см. интервью).
В поход за качеством
Предположения, что с вводом в строй большого количества новых гостиниц стоимость размещения в Сочи на глазах пойдёт вниз, пока тоже подтверждаются. На майские праздники многие отели порадовали туристов спецпредложениями, о которых раньше можно было только мечтать. Например, один из международных пятизвёздных отелей на Красной Поляне выставил на «длинный» уик-энд 1–4 мая спецпредложения стоимостью 10,5 тысячи рублей за двухместный номер. Есть подобные предложения и на высокий летний сезон: в «пятёрке» той же сети, расположенной на территории Олимпийского парка, можно забронировать неделю в июле за 33 тысячи рублей на двоих. Раньше таких цен в Сочи просто не было. Для сравнения, в одной из старых сочинских здравниц категории «5 звёзд» та же неделя в июле обойдётся в 145 тысяч рублей за двухместный номер.
Однако хорошо заметное рядовому потребителю снижение цен на размещение — это только полдела, потому что вечный для российских курортов вопрос с качеством сервиса по-прежнему актуален, несмотря на появление большого количества гостиниц с мировыми брендами. «К сожалению, практический опыт показал, что в сегменте новых отелей не всё так хорошо с сервисом», — констатирует известный кубанский отельер, владелец сети гостиниц Undersun Евгений Бромберг, перечисляя довольно длинный список пунктов, по которым сервис в новых сочинских отелях пока не дотягивает до ожидаемого их традиционной клиентурой уровня. Это качество подготовки персонала, плохое понимание гостей курорта со стороны менеджмента городских отелей, падение качества услуг при малой загрузке, очень высокие цены на дополнительные услуги, слабая ориентация персонала в инфраструктуре курортов и т.д.
Кроме того, не стоит забывать, что в сегменте массового отдыха погоду делают не международные цепочки, а гостиницы, работающие на рынке давно, и здесь вопрос управления качеством стоит ещё острее. «Не уверен, что обострившаяся конкуренция послужит причиной массового похода “старых” отелей за качеством, — считает Евгений Бромберг. — Это осознанный выбор, и сделают его лишь достаточно профессиональные и благоразумные игроки, а их в этом сегменте не так уж много». Тем не менее, они всё сильнее будут ощущать присутствие на рынке международных сетей, имеющих гораздо больше возможностей для ценовых маневров, поэтому нет сомнений, что это рано или поздно окажет положительное влияние на общий уровень качества услуг.
Ещё более серьёзные сложности с качеством сервиса — у предприятий общественного питания. Да, сейчас в Сочи появилось немало новых заведений с приятно «несочинскими» ценами, а ряд старых известных мест к Олимпиаде провели полную реконструкцию, однако многие рестораны и кафе продолжают работать по старинке. В поисках приличного ресторана в Красной Поляне я набрёл на заведение, к которому один за другим подъезжали туристические автобусы, однако пообедать там не пришлось, потому что персонал ресторана на глазах у посетителей занимался чисткой фонтана, производя неимоверный шум. Через дорогу от этого места находилось ещё одно заведение — традиционная абхазская пацха на берегу реки: там никто не шумел, но цены оказались раза в два выше разумного уровня. В результате пришлось обедать в турецком кафе средней руки, где из длинного списка блюд в меню в наличии оказались три-четыре пункта (общая проблема для многих ресторанов в Сочи), и только чувство голода заставило прекратить дальнейшие поиски. В то же время в ряде давно известных сочинских мест обслуживают по-прежнему хорошо, но едва ли курорту, претендующему на звание международного, стоит руководствоваться принципом «места надо знать». Тем более что в мире немало мест для отдыха с меньшим размахом, чем в Сочи, где тебе будут рады практически в любом заведении.
Крымский фактор
Неожиданным стимулом для сочинских отельеров и рестораторов стало присоединение Крыма, в результате чего у черноморского побережья Кубани появился сильный конкурент с более мягким климатом, более насыщенной экскурсионной программой и героической аурой (можно вспомнить, что после признания Россией независимости Абхазии в 2008 году турпоток в эту страну резко подскочил). Губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв, распорядившийся на днях разработать маркетинговую стратегию курортов Кубани, признал, что «у нас теперь появился конкурент — Крым». В качестве преимуществ нового направления глава края обозначил просторные и незастроенные пляжи, свободный доступ к ним, чистое тёплое море и доступные цены, хотя и отметил, что в Крыму состояние курортов хуже в части инфраструктуры и благоустройства городов и пляжей. Не в пользу Крыма пока и транспортный фактор — необходимо стоять в очередях на паром. Поэтому кубанское руководство не боится строить амбициозные планы: по словам Александра Ткачёва, сейчас стоит задача в течение ближайших трёх-пяти лет выйти на уровень 20 млн отдыхающих в год. Иными словами, речь идёт об удвоении нынешнего количества туристов.
Сегодня среди чиновников, определяющих принципы управления кубанскими курортами, преобладает убеждение, что главным источником роста турпотока должны стать многочисленные мероприятия — об этом говорят и Александр Ткачёв, и Анатолий Пахомов. Календарь событий, предстоящих в Сочи в нынешнем курортном сезоне, действительно впечатляет — мероприятиями заполнен почти каждый день. Увенчает эту программу первая российская гонка «Формулы-1», запланированная на середину сентября (в первые несколько дней было распродано 20% билетов). В качестве ещё одного драйвера рассматривается проект организации в Сочи игорной зоны — с таким предложением в конце мая выступил Общественный совет города, причём и здесь непосредственным поводом стала аналогичная инициатива Крыма. Идею уже поддержал губернатор Ткачёв.
Однако насыщение предложения по отдыху в Сочи многочисленными мероприятиями не устраняет давнюю проблему — в конечной стоимости отдыха наши курорты по-прежнему проигрывают таким массовым направлениям, как Турция и Египет, поскольку в российской туриндустрии практически не задействованы пакетные механизмы ценообразования. Первый реальный шаг в этом направлении был сделан в конце апреля, когда президент Владимир Путин подписал закон, разрешивший авиакомпаниям продавать невозвратные билеты, что теоретически должно способствовать снижению цен на перевозки. Но по существу работа над формированием туроператорских цепочек в Сочи по аналогии с той же Турцией толком ещё не начиналась. «События и пакеты — разные, дополняющие друг друга подходы: нужно и то, и другое, — говорит Евгений Бромберг. — Пакеты станут актуальны при совмещении проживания с авиаперелётом, но пока это на внутреннем рынке массово никому не удавалось сделать, так как нет условий для дешёвой перевозки». Здесь примером для Сочи тоже может стать Крым, где массовый турпоток планируется стимулировать благодаря дотациям на авиаперевозки.
Девелопмент в постолимпийском похмелье
Ещё одна важная составляющая олимпийского наследия Сочи — это тысячи квадратных метров недвижимости, построенной в разных частях курорта в преддверии Игр. И это, по оценке экспертов, самое неоднозначное, что осталось в Сочи после Олимпиады.
С одной стороны, безусловным архитектурным прорывом можно считать появление таких совершенно разных объектов, как Олимпийский парк или «Горки Город» на курорте «Горная карусель», созданный известными архитекторами Михаилом Филипповым и Максимом Атаянцем. По сути дела, «Горки Город» — это убедительный ответ тем скептикам, которые уверяли, что в России нет собственной архитектуры мирового уровня — во всяком случае, за пределами столиц. Двухуровневый комплекс отелей и апартаментов (на высоте 540 и 960 метров) — это не просто стилизация с узнаваемыми мотивами средиземноморской, центральноевропейской и классической сочинской архитектуры, это пример создания полноценной, весьма плотной городской среды. «Горки Город» меняет типовое представление о курортной недвижимости как о безликих «метрах квадратных» и в этом смысле задаёт для девелоперов новых российских курортов очень высокую планку. Отметим и высочайший уровень благоустройства в центре Сочи, который теперь ничем не уступает таким фешенебельным курортам, как Канны или Марбелья.
В то же время значительная часть недвижимости, построенной в Сочи к Олимпиаде, являет собой удручающий пример курортной архитектуры вчерашнего, а то и позавчерашнего дня — точечную высотную застройку с очень сомнительными перспективами реализации по заявленным ценам. После Олимпиады, по данным портала Realty.Dmir.ru, цены на недвижимость в Сочи заметно упали, но средняя стоимость квадратного метра на середину мая — 87 тысяч рублей — по-прежнему высока для массового покупателя, особенно учитывая рецессию на потребительском рынке. В результате многие сочинские новостройки «радуют» взгляд гостей и жителей курорта пустыми окнами.
«Олимпиада подхлестнула застройщиков: темпы строительства значительно увеличились без соотнесения с пусть и не продуманным, но генпланом, и без какого-либо расчёта необходимости такого количества жилья для города», — считает Наталья Захарова. Причём, по её мнению, критичен даже не столько объём предложений недвижимости, сколько низкое качество жилой среды, предлагаемое застройщиками — имеются в виду отсутствие придомовой территории с детскими площадками и достаточным количеством парковочных мест, нехватка социальной и дорожной инфраструктуры. Но даже если предположить, что девелоперы вслед за отельерами снизят цены и всё построенное в Сочи в предолимпийские годы будет распродано, возникнет другая проблема. Город просто может не выдержать такого количества жителей, поскольку построенные объёмы жилья могут оказаться критичными для коммунальной и социальной инфраструктуры Сочи.
Ещё четыре года назад в публикации, посвящённой новому генплану Сочи, принятому по заказу «Олимпстроя» («Пойти по стопам Ванкувера», «Эксперт ЮГ» № 22 (111) от 7 июня 2010 года), мы отмечали, что без диалога властей города с профессиональным архитектурным сообществом и — шире — с заинтересованной общественностью развитие городской среды Сочи будет порождать постоянные конфликты. Олимпиада прошла — но эта проблема по-прежнему остаётся актуальной. «Мне кажется, что администрация города должна инициировать большое общественное обсуждение будущего Сочи: куда и как ему развиваться дальше, а значит, в каком направлении корректировать генплан, — говорит Наталья Захарова. — У профессионального сообщества есть много мыслей на этот счёт, мы пытаемся донести их до руководства, но процесс идёт тяжело». Впрочем, руководство города к диалогу, похоже, готово: Анатолий Пахомов признаёт, что сегодня необходимо корректировать правила землепользования и застройки таким образом, чтобы избежать дальнейшего высотного строительства.