Что стоит отметить в срочно проведенном военном заседании Совбеза России
Заседание Совета безопасности РФ, прошедшее в пятницу 22 ноября в Ново-Огарёво, большого внимания не снискало. И зря. Есть, как минимум, три причины для того, чтобы взглянуть на него повнимательнее. Во-первых, срочность, с которой оно было собрано: еще в четверг днем о его проведении не было известно, а ближе к вечеру вдруг пришло осознание того, что нужно срочно встретиться. Во-вторых, тема заседания важная для Украины, – «О перспективах развития Вооруженных сил». И, в третьих, – то, что так срочно собранное заседание с такой темой прошло за полторы-две с половиной недели до таких интересных событий, как Саммит НАТО в Лондоне (3-4 декабря) и встреча в «нормандском формате» (9 декабря).
Полезно также рассмотреть в историческом разрезе деятельность самой этой структуры – Совета безопасности Российской Федерации.
СОВБЕЗ КАК СТЕРЖЕНЬ АВТОРИТАРНОЙ СИСТЕМЫ
Заседания Совета Безопасности РФ обычно собирают 2-4 раза в год. В паузах между ними проходят оперативные совещания Совбеза, иногда – по несколько раз в месяц. В этом ноябре, например, уже было два совещания – 1-го и 15-го.
Вообще довольно любопытно посмотреть на частоту проведения заседаний за 19 лет путинской власти. Это само по себе дает информацию для анализа и размышлений. Итак: 2000 – 11. 2001 – 8. 2002 – 7. 2003 – 3. 2004 – 2. 2005 – 4. 2006 – 2. 2007 – 1. 2008 – 4. 2009 – 4. 2010 – 4. 2011 – 0. 2012 – 3. 2013 – 4. 2014 – 4. 2015 – 2. 2016 – 3. 2017 – 2. 2018 – 2. 2019 – 2.
То, как часто проводились заседания Совета безопасности в первые три года, связано не только с ведением Второй Чеченской войны, но и с той ролью, которая отводилась этому органу, координирующему действия силовиков, в авторитарном перестраивании Путиным российской государственности «под себя». Стоит также обратить внимание на действующего секретаря Совбеза РФ и сроки исполнения им обязанностей – это Николай Патрушев. Причем секретарем СБ он стал 12 мая 2008 года, через 5 дней после инаугурации «президента» Медведева (и естественно, способствовал тому, чтобы это президентство оставалось в кавычках). А кем он был до того – директором ФСБ. А уж эту должность Патрушев занял 9 августа 1999 года, когда предыдущий глава ФСБ Владимир Путин был назначен ельцинским «преемником», то есть, для начала – и.о. премьер-министра. Уже такие простейшие выкладки неплохо иллюстрируют роль СБ в путинской системе власти.
ХРОНОЛОГИЯ ЗАСЕДАНИЙ СБ – НАРАЩИВАНИЕ МУСКУЛОВ
А теперь рассмотрим тематику заседаний по годам, выбрав три интересные для нас темы: а) вооруженные силы; б) информационная безопасность (в приложении к РФ – информационная война); в) СНГ и Украина.
2000 год
«О проекте военной доктрины РФ» (4 февраля).
«Об утверждении проекта Военной доктрины РФ» (21 апреля).
«О доктрине информационной безопасности» (23 июня).
«О состоянии Вооруженных Сил РФ, основных направлениях их строительства и развития» (11 августа).
«О принципах развития отношений с Украиной» (26 октября).
«О корректировке государственной политики РФ в области военного строительства и определении основных направлений развития военной организации государства» (9 ноября).
Ударная и очень показательная работа. Два заседания, посвященных военному строительству, два – военной доктрине, одно – доктрине информбезопасности (информвойны). И одно отдельное – заседание по Украине. Не по СНГ, не по каким-то другим странам, а именно и только – Украина!
2001 год
«Основы политики РФ в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (30 октября).
«О состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации» (27 ноября).
2002 год
«О рассмотрении проекта Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года» (31 мая).
«Об основных задачах политики Российской Федерации по укреплению сотрудничества в рамках СНГ в современных условиях» (31 октября).
2003 год
«Об основах военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу» (25 февраля).
2004 год
«О политике Российской Федерации на пространстве СНГ» (19 июля)
Какие качественные изменения видим тут – к концу первого президентского срока Путин начал вкачивать деньги в ВПК. А также системно занялся СНГ. Тем более, что в первоочередной для него Украине, казалось, всё «схвачено» (преемник – Янукович). И тут вдруг – Помаранчевая революция и последующие декларации Ющенко о вступлении Украины в НАТО и выведении ЧФ РФ из Севастополя. Катастрофа, которую нужно предотвратить...
2005 год
«О перспективах отношений России и НАТО» (28 января).
«О перспективах развития военной организации Российской Федерации до 2015 года» (28 июня).
2007 год
«О развитии информационного общества в России» (25 июля).
2008 год
«О политике Российской Федерации на пространстве Содружества Независимых Государств» (25 декабря).
Что тут показательно, про информобщество – через пять месяцев после поворотной Мюнхенской речи Путина. О политике на «пространстве СНГ» – через 4,5 месяца после Российско-грузинской войны. И тут, кстати, стоит зафиксировать смену риторики. Вместо дипломатически корректного «в рамках СНГ» (2002), в 2008 году повторена формулировка 2004 года – «пространство СНГ». «Пространство» – есть нечто размытое, не государственническое, как бы дезавуирующее независимость государств Содружества.
2012 год
«О мерах, направленных на повышение эффективности деятельности оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» (31 августа).
2013 год
«О совершенствовании военной организации Российской Федерации на период до 2020 года» (5 июля).
2014 год
«О противодействии угрозам национальной безопасности в информационной сфере» (1 октября).
2019 год
«О перспективах развития Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, на период до 2030 года».
Здесь – та же закономерность. По мере того, как выстраивается система (милитаризация, поддержанная технически и информационно, направленная, в первую очередь, на государства – приграничные осколки Империи, определяемые как «пространства»), заседания по конкретным вопросам становятся более редкими, сугубо плановыми.
ФАКТИЧЕСКОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ «ВНУТРЕННЕЙ ВОЙНЫ» В РФ
И вот теперь рассмотрим подробнее последнее, пятничное заседание: «О перспективах развития Вооружённых Сил, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, на период до 2030 года». В российской терминологии можно было сказать короче, так, как это формулировалось раньше – «О перспективах развития военной организации...». Но почему-то решили перечислить всех по отдельности, вроде как поименно мобилизуя всех на развитие.
В открытой части приведена только вступительная речь ВВП. Тут показателен уже первый абзац. Говоря о «развитии военной организации России <...> до 2030 года», Путин говорит о необходимости «надёжно гарантировать национальные интересы и безопасность России». Кажется, впервые «национальные интересы» (термин более широкий – эвфемизм, за которым можно спрятать что угодно) оттеснили более привычную и однозначную «безопасность» на второе место.
Далее идет определение того, что следует считать «военной организацией»: «это Вооружённые Силы, войска национальной гвардии, другие воинские формирования и органы, а также оборонно-промышленный комплекс страны». Здесь стоит отметить, что отдельно и сразу после ВС указана Росгвардия (впрочем, само это слово, дискредитированное после московских протестов и шуток про «стеклянных росгвардейцев», падающих от брошенных в их сторону картонных стаканчиков, как видите, решили не употреблять). Вот в России, да и везде, посмеивались над отморозком Золотовым, хваставшим, что у него «300 тысяч штыков» Росгвардии. А зря. Путин отводит ей «ключевую роль в обеспечении суверенитета России». То есть, иными словами, когда Кремль в июле-августе выводил против протестующих москвичей подразделения Росгвардии, он использовал второй по важности элемент «военной организации» РФ против своих же сограждан. Что это, если не терминологическое фиксирование «внутренней войны»?..
И далее говорится о развитии в рамках «военной организации» ВСЕХ без исключения силовых структур: «За последние годы было немало сделано для качественного укрепления всех силовых структур. Во многом этому способствовало выполнение решений, принятых на заседании Совета Безопасности России 5 июля 2013 года». Что ж, любопытно для сравнения заглянуть в материалы того СБ шестилетней давности. Тогда Росгвардии еще не было, и в качестве элементов «военной организации РФ» вслед за «Вооружёнными силами» упоминались «МВД, МЧС, спецслужбы и другие воинские формирования». И это все – тоже в рамках «обороны страны». Да, кстати, – тогда, в 2013-м, говорилось об «обороне и безопасности». Но после Крыма, оккупированного в 2014 году в «национальных интересах», теперь привычней стало говорить о «национальных интересах и безопасности».
ТАК, А ЧТО ТАМ С «МИЛИТАРИЗАЦИЕЙ КОСМОСА И КИБЕРПРОСТРАНСТВА»?
Вот еще из выступления 2013 года: «Идет милитаризация космоса и киберпространства». А теперь вернемся в 2019-й. Путин делает скрытое послание предстоящему саммиту НАТО, на котором будет рассматриваться вопрос о признании космоса «еще одним оперативным пространством стран союзниц»: «Серьёзную озабоченность вызывает и приближение военной инфраструктуры НАТО к нашим границам, а также попытки милитаризации космоса».
Ну, про приближение инфраструктуры – привычная надоевшая мантра, а вот второй тезис хорош. Как славно! В 2013-м ВВП зафиксировал «милитаризацию космоса». В 2015-м реорганизовал Военно-воздушные силы РФ в Воздушно-космические, в составе которых был выделен отдельный род войск – Космические войска. И вот теперь, после всего этого, а также после показа путинских мультиков с разнообразными видами новых ракет, поражающих некий полуостров с очертаниями Флориды, Путин осуждает кого – правильно, агрессивных натовцев. И за что – «за попытки (всего лишь, – О.К.) милитаризации космоса». Прелесть, как убедительно.
Что еще достойно внимания. На «военном заседании» Совбеза 2019 года о «милитаризации киберпространства» Путин уже молчит, не негодует. Почему, понять нетрудно. За это время, за эти шесть лет Россия столько раз засветились во всевозможных скандалах, уличена в агрессивном поведении в киберпространстве, что лучше промолчать, не обвиняя кого-то. (Кстати, и здесь – «пространство», как и в случае со странами СНГ; похоже для кремлевских спичрайтеров – это синоним словосочетания «потенциальный театр военных действий»).
На прошедшей неделе вспыхнул громкий скандал из-за видео, на котором российские частнонаемные военные из ЧВК «Вагнера» зверски пытают, потом расчленяют и сжигают тело сирийца. Журналисты уже сумели идентифицировать трех из четырех садистов с того видео. На таком информационном фоне Путин говорит о Сирии четко и безапелляционно: «Хочу ещё раз подчеркнуть: личный состав Воздушно-космических сил, ВМФ, Сил специальных операций, военной полиции, других ведомств и служб в полном объёме справился с поставленными задачами, действовал мужественно, грамотно, профессионально, не допустил массового исхода с этой территории боевиков в нашу страну». Это – сигнал: никаких последствий для военных преступников не будет – ни в этом случае, ни в других.
Сугубо положительно оценен Путиным и опыт возрождения архаического советского института политруков: «В 2018 году созданы военно-политические органы, выполняющие важные задачи по патриотическому воспитанию личного состава и призывников».
Но вот – слова Путина, вызывающие наибольшую тревогу: «Наши Вооружённые Силы должны быть оснащены по последнему слову науки и техники. И так, как нам удалось это сейчас – а это редкое явление и для нашей страны, и для мира в целом в новейшей истории: нам удалось фактически сделать шаг вперёд по сравнению с другими ведущими военными странами мира – конечно, нужно стремиться к тому, чтобы такое состояние сохранить и в будущем на важнейших направлениях развития. При этом в стратегических ядерных силах, которые играют ключевую роль в сдерживании потенциального агрессора и сохранении баланса сил в мире, доля современного вооружения должна быть ещё выше».
Увы, но президент России убежден, что его военная техника, прежде всего ракетно-ядерная, превосходит западную. При Путине российский ВПК разжирел на том, что сумел убедить нацлидера, будто старые разработки 1970-1980 годов (от которых на Западе отказались из-за их неэффективности) – это нечто прорывное. В их продолжение и реализацию были вбуханы миллиарды нефтедолларов, и Путин, похоже, всерьез верит, что обладает передовой военной техникой. И это заблуждение – само по себе очень опасно. Поскольку он может принимать высокомерные решения, исходя из таких расчетов. А в его окружении нет никого, кто объяснил бы ему истинное положение дел.
И, видимо, накануне предстоящих вскоре саммитов, да и во время них – Путин будет вновь громыхать своими ядерными железками.
Олег Кудрин, Рига