Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?


Украина
567
Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

Комитет ВР на выездном заседании в Луцке обсудил реформы в художественном образовании

Децентрализация не только не остановила работу художественных образовательных заведений в регионах, а наоборот – предоставляет больше возможностей для их развития.

Об этом шла речь во время выездного заседания Комитета Верховной Рады Украины по вопросам гуманитарной и информационной политики, которое провели в Луцке Волынской области.

Заседание проходило при участии Министерства культуры, молодежи и спорта Украины (МКМС). Депутаты и специалисты обсуждали актуальные проблемы развития художественного образования, а также функционирование учреждений культуры в Украине. За два дня члены комитета имели возможность посетить самые известные культурные места Волыни. В частности, Музей современного украинского искусства Корсаков, Замок Любарта, а также литературно-мемориальный музей Леси Украинки.

МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ В ОТГ БЫЛИ МУЗЕИ И БИБЛИОТЕКИ

А началось заседание комитета в Волынском областном совете. Там члены комитета по информполитике, заместитель руководителя МКМС Ирина Подоляк, представители Волынской облгосадминистрации, а также специалисты в культурной сфере обсудили те вызовы, которые сегодня стоят перед художественным образованием в Украине. Коснулись и проблем, с которыми сталкиваются работники культуры в Волынской области.

Следовательно, в 2019 году сеть художественных школ в Украине насчитывает 1317 заведений, в которых учатся 312 тысяч детей школьного возраста. Главные направления – музыкальное, хореографическое, художественное, театральное, вокальное, цирковое искусства. В сельской местности работает 254 художественных учебных заведения, в которых учатся чуть больше 30 тысяч учеников. Все школы находятся в коммунальной собственности и финансируются из местных бюджетов.

По информации МКМС, в 2018-2019 учебном году открыто 15 новых школ. Поэтому опасения относительно закрытия художественных школ в связи с децентрализацией не подтвердились.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?
Ирина Подоляк

“Мое обращение от новообразованного министерства и коллег депутатов, с которыми мы уже работаем вместе, заключается в том, что не будет ни Волыни, ни Полесья, ни Галичины, ни Слобожанщины, если у нас будут только хорошие дороги, хорошая медицина, образование и будут удовлетворены наши базовые человеческие потребности – ведь они неполные без гуманитарного пространства. Людям просто будет неинтересно жить. Когда у человека нет возможности развиваться, думать, дискутировать, тогда прекращается жизнь. А гуманитарная сфера – это все то, что мы называем культурой, потому что культура – это не только театры, музеи, библиотеки, танцы и рисунки. Культура – это идеология, потому что дорога, которая ведет в никуда, она, в принципе, не нужна. Мы хотим, чтобы в наших ОТГ, цветущих селах в будущем были музеи, библиотеки, дома культуры, и они были площадками для диалогов», – отметила во время заседания Ирина Подоляк.

К слову: в Волынской области, по данным Государственной службы статистики Украины, количество художественных школ не меняется с 2010 года – их 37, из них только 4 работает в сельской местности.

Председатель комитета ВР Александр Ткаченко в своем докладе отметил, что кроме дополнительных прав, которые получают ОТГ во время децентрализации, они должны были бы иметь и соответствующие обязательства, прежде всего перед будущими поколениями.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?
Александр Ткаченко

“Местные органы власти уже сейчас могли бы сформировать часть доходов из местных бюджетов на развитие инфраструктуры культуры, в том числе на увеличение фонда оплаты труда учреждений культуры, в частности путем внедрения грантовых форматов поддержки проектов”, – подчеркнул Ткаченко.

По его словам, культура должна иметь свои KPI (ключевые показатели эффективности), потому что когда говорят о культуре, вопрос предоставления культурных услуг, собственно оценки того, что должны предоставлять учреждения культуры – встает в первую очередь.

“Без сильной, мощной культуры нет сильной экономики”, – пожалуй, самая любимая фраза Александра Ткаченко, которую он постоянно повторял в течение двух дней заседания.

После заседания делегация отправилась знакомиться с культурным достоянием Луцка.

МУЗЕИ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Первым местом, которое посетили народные депутаты, был Музей волынской иконы. Это единственный в Украине музей, который представляет самобытную региональную школу волынской иконописи. Собрание музея насчитывает более 1,5 тыс. памятников сакрального искусства, среди них: более 600 икон XVI –XIX вв., предметы металопластики (ризы икон, церковная утварь, иконки), декоративной резьбы (царские врата, киоты икон) и скульптуры.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?
Холмская Чудотворная икона Божьей Матери

Члены комитета ознакомились с уникальной коллекцией икон и произведениями сакрального живописи. Особый интерес вызвала Холмская Чудотворная икона Божьей Матери, которая считается жемчужиной музея.

Во время экскурсии по музею депутаты и специалисты обсудили вопросы сохранения культурных ценностей в музеях Украины.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?
Музей волынской иконы

По последним данным Государственной службы статистики, в течение 2017 года в Украине действовали 574 музейных учреждения. Одна из проблем музеев - оплата труда их сотрудников, которая является одной из самых низких, даже в сравнении с другими работниками культуры. В Волынской области насчитывается 16 музейных учреждений, и сохраняется 257 767 музейных предметов государственной части Музейного фонда Украины.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?
Ирина Констанкевич и Александр Ткаченко

Народный депутат Ирина Констанкевич отметила, что в плане финансирования украинские музеи находятся «в постсоветском пространстве». Также она акцентировала на проблеме изношенности материально-технической базы музеев, и на необходимости проведения в них капитальных ремонтов.

КОЛИЧЕСТВО БИБЛИОТЕК С КАЖДЫМ ГОДОМ УМЕНЬШАЕТСЯ

Следующим местом, куда пожаловали народные депутаты, стала Центральная городская библиотека для детей и взрослых. Уникальна она своей современностью и модерновостью. Здесь проходят различные интересные мероприятия, мастер-классы, экскурсии. Библиотека регулярно приглашает к себе писателей – на встречи со всеми желающими.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

В библиотеке установлены телевизоры, которые используют как носители рекламной информации. С их помощью анонсируются различные мероприятия, которые проходят в Луцке. Луцкая городская администрация активно финансово поддерживает культурные проекты, которые создает библиотека.

Гордятся работники Центральной библиотеки и своей «сенсорной комнатой» для детей с инвалидностью.

Всего по состоянию на 1 января 2019 года в Украине насчитывалось 15656 публичных библиотек (вместе с филиалами). Но количество этих учреждений с каждыи годом уменьшается. За период 2008-2018 годов 2687 библиотек было закрыто. Поэтому, как отметила заместитель министра МКМС, людей надо заинтересовывать разными методами читать книги. По ее убеждению, надо сформировать в библиотечных учреждениях такую атмосферу, чтобы каждый захотел сюда прийти и узнать что-то новое для себя.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

“В Украине 60% людей за год не прочитывают ни одной книги... Вы понимаете, с чем это связано. Если человек читает, то у него есть потребность в книге. Если есть книга, и ее за год в сельской громаде возьмет один человек, то это тоже не показатель”, – сказала Ирина Подоляк.

ЗАНЯТИЕ КУЛЬТУРОЙ ДОЛЖНО СТАТЬ МОДНЫМ

Центральным местом встречи и обсуждения вопросов повестки дня была выбрана одна из лучших художественных школ Волыни.

Как отметила депутат Ирина Констанкевич, это та школа, где на протяжении десятилетий формируется лучшие традиции художественного образования.

“Вообще, Луцк был выбран не случайно. Потому что, к сожалению, децентрализация показывает: есть как негативный, так и позитивный опыт. Мы же хотели говорить не только о том, что у нас в негативе, но и о том, что есть позитив, который нужно через «пилот» переносить на другие регионы, и чтобы этот позитив работал”, – объяснила она.

К обсуждению были приглашены представители Львовской, Тернопольской, Житомирской, Ривненской, Киевской, Николаевской и Волынской области.

Во время встречи советник Луцкого городского председателя Игорь Полищук рассказал об инициированной городом акции, где отмечают успешных учеников художественных школ. На одной из последних было вручено 7 призов по 5 тысяч гривен, и 38 призов по тысяче гривен. Подобная инициатива основана и для работников культуры.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?
Игорь Полищук

“Мы стараемся поощрять детей, мы хотим показать, что занятия культурой – это модно, это полезно, это то, что влияет на развитие личности, на развитие характера”, – подчеркнул Игорь Полищук.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК БИБЛЕЙСКИЕ ЗАПОВЕДИ?

Во время открытого заседания комитета ВР стало очевидно, что работники культуры скептически относятся к реформированию художественного образования, в частности к введению новых стандартов и более современной системы обучения. По их мнению, в первую очередь надо менять качество образования, а не менять один формальный подход к нему на другой.

По словам Игоря Полищука, то художественное образование, которое существует у нас сегодня в Украине, формировалось десятки лет, оно воспитало тысячи профессиональных музыкантов, и, прежде чем его реформировать, надо очень тщательно разобраться в этом вопросе.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

В то же время заместитель председателя МКМС отметила, что изменения в художественном образовании обязательно должны быть. В частности, необходимо определиться, в художественных школах должны воспитывать только высоких профессионалов, или также людей, которые хотят разбираться в искусстве.

«Нам надо ответить: хотим ли мы воспитывать в школах только виртуозов – тогда это совсем другие методы и методики. Или мы хотим готовить виртуозов «в том числе», но есть и другие дети, ученики, которые идут учиться в художественные школы, и, возможно, не хотят быть виртуозами, а хотят разбираться в искусстве», – подчеркнула Ирина.

Преподавательница художественной школы, заслуженный работник культуры Украины Ирина Цыганкова сравнила изменения в художественном образовании с изменениями заповедей в Библии, которым уже более 1000 лет. “Заповеди никто не хочет и не собирается менять, хотя мир развивается”, – резюмировала она.

ШАР С ТЕЛЕВИЗОРАМИ

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

После продолжительных дискуссий о реформировании художественного образования народные депутаты отправились на экскурсию в Музей современного украинского искусства Корсаков. Здесь организаторы смогли совместить музей с развлекательной зоной, и это оказалось очень удачным решением.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?
Музей современного украинского искусства Корсаков

В музее представлены работы более 100 выдающихся художников (более 800 арт-объектов) – живопись, графика, скульптура, инсталляция, видеоарт. Здесь собрана коллекция произведений искусства лучших украинских авторов ХХ-ХХІ вв.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

На данный момент изюминкой музея стала необычная выставка: в центре помещения стоит огромный шар, сформированный из связанного между собой текстиля и нескольких телевизоров. Это – проект MEDIAHUMAN львовского художника Михаила Барабаша.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

В музее часто проходят выставки, мастер-классы и фестивали.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

Депутаты были поражены, насколько современен музей, и насколько удачно здесь все расположено и объединено.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?
Замок Любарта

На следующий день с самого утра делегация отправилась в главную достопримечательность Луцка – Замок Любарта. Вместе с другими древними сооружениями замок Любарта входит в государственный заповедник «Старый Луцк».

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

Нардепы имели возможность подняться на Въездную башню Луцкого замка, с крыши которой открывается великолепный вид на весь Луцк, а также посмотреть несколько музейных экспозиций. Самая интересная из них – выставка колоколов, где собраны десятки колоколов из разных уголков мира.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

Есть в замке и подземелья, спустившись в которые можно увидеть фундаменты церкви Иоанна Богослова, выставку кирпича и древних изразцов.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

ЛЕСЯ УКРАИНКА В КОМИКСАХ

Завершающим пунктом выездного заседания стал литературно-мемориальный музей Леси Украинки, который находится в селе Колодяжное Волынской области. Там нардепы обсудили задачи относительно празднования юбилея Леси Украинки в 2021 году.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

Заместитель министра МКМС подчеркнула, что для того, чтобы “вернуть Лесю Украинку в каждый дом”, надо снимать фильмы и телепрограммы, издавать комиксы о писательнице, которые будут интересными, познавательными и полезными для детей.

Ирина Констанкевич в свою очередь презентовала двуязычные издания «Лесной песни» (украинско-польское, украинско-немецкое и украинско-английское), подготовленные учеными ВНУ имени Леси Украинки.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

Во время посещения музея нардепы имели возможность послушать фольклорные композиции и поэзию в исполнении представителей местных творческих коллективов.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

Культурных ценностей в Украине хватает, главное – уметь правильно ими распорядиться. Вот главный итог выездного заседания парламентского комитета.

Инициатором заседания стала нардеп Ирина Констанкевич, сама родом из Луцка.

Виртуозы-исполнители или знатоки искусств: кого воспитывать в художественных школах?

Народные депутаты услышали мнения тех, кто имеет непосредственное отношение к культурной сфере. Теперь дело – за законодателями, которые должны определиться: как дальше реформировать художественное образование и культурную сферу в целом.

Виктория Шевченко. Луцк-Киев

Фото: Владимир Тарасов, Укринформ