Третью неделю не утихают массовые протесты в Индии, вызванные законодательной дискриминации мусульманский беженцев
Утверждение 11 декабря индийским парламентом поправки к закону о гражданстве, повлекло протесты по всей стране. Основная цель протестующих - отмена этого закона и соблюдение конституционных норм, ведь Индия светское государство, где не должно быть места дискриминации по религиозному признаку. Впрочем, напряженная этнополитическая ситуация в Индии уходит своими корнями во время провозглашения независимости, поэтому урегулировать нынешнюю проблему будет крайне сложно, но реально.
Закон один для всех, кроме мусульман...
Основной причиной для волнений в Индии стало Дополнение к закону о гражданстве существенной поправкой (Citizenship Amendment Act). Закон, принятый еще в 1955 году, не предусматривал религию решающим фактором получения гражданства. Отныне стать гражданином Индии будет гораздо проще, если вы нелегальный мигрант из Пакистана, Афганистана или Бангладеш, и к тому же буддист, джайнист, индус, парс, сикх или христианин. То есть обязательным условием ускоренного вступления в индийское гражданство является дискриминация: как видим, перечень возможной религиозной принадлежности беженцев не полон - в нем нет мусульмане. Что же, довольно трудно не заметить двухсотмиллионную часть населения собственной страны... пресловутую поправку впервые пытались принять в индийском парламенте еще летом 2016 года, но тогда не хватило голосов в нижней палате.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории зарубежных стран исторического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Макар Таран называет основной причиной протестов в Индии опасения национальных и конфессиональных меньшинств, из-за попыток конструирования в Индии индуистской идентичности. А это противоречит принципам партии основателей индийской государственности - Индийского национального конгресса, о секулярном характере (то есть без религиозной окраски. - Ред) понятия «индиец». К тому же, среди мусульманского меньшинства в Индии накопились протестные настроения, связанные с отношением к мусульманам в государственных учреждениях, университетах и т.д. .
С беспорядков в штате Ассам на северо-востоке Индии, 4 декабря и началась кампания против нового закона, когда законопроект был еще только внесен на рассмотрение парламента. Однако в Ассаме протестующие митингуют в первую очередь, чтобы не допустить еще большего числа беженцев из Бангладеш. Протесты распространились по всей стране, главным образом в основных городах - Дели, Калькутта, Хайдерабад, Мумбаи. 19 декабря власти запретили массовые собрания в столице Нью-Дели, штатах Карнатака, Уттар-Прадеш, а также в городе Бангалор. Движущей силой протестов выступает молодежь, а основными центрами беспорядков стали университеты. Эскалация конфликта продолжается: по состоянию на 22 декабря убиты 25 человек, 7 тысяч - арестованы.
Протесты ослабляют власть правящей партии - подтверждает победа оппозиционного пока Индийского национального конгресса на выборах в штате Джаркханд 23 декабря. ИНК получил 46 мест из 81, а правящая Бхаратия Джаната партия только 25. Джаркханд стал уже вторым штатом, где БДП потерпела поражение после майских парламентских выборов. Активное участие в протестах принимает и Индийский национальный конгресс во главе с Соней Ганди. ИНК в значительной мере учитывает настроения мусульман и сикхов и является партией, которая может ставить протестные требования на парламентском уровне.
Правительство националистов мультинациональной страны
Нынешнее правительство в Индии находится у власти с 2014 года и известно своими националистическими взглядами. Это когда индийская нация отождествляется только с людьми, исповедующими индуизм. Премьер-министр Нарендра Моди апеллирует к тому, чтобы уважать конституцию, но при этом сам пренебрегает буквой закона. Также звеном политического курса Нью-Дели является отмена автономного статуса штатов Джамму и Кашмир весной 2019 года.
Суть нынешнего противостояния заключается в том, что правящая Бхаратия Джаната партия стремится сформировать национальное политическое самосознание вокруг индуизма как основы индийской идентичности. Противоположных взглядов придерживается Индийский национальный конгресс, представители которого считают Индию прежде всего светским государством, где существует политическая нация индейцев, независимо от религиозных предпочтений.
Наиболее напряженная этнополитическая ситуация в Индии наблюдается на территории Кашмира, где реализуется программа Панун Кашмир (наш Кашмир), заключающаяся в расселении индусов, которые мигрировали из Пакистана, в кашмирской долине. Однако, в оправдание политического курса Нью-Дели, можно вспомнить о существующем положении дел в Западной Бенгалии, где заметным стало влияние исламских террористов из Джамаат-уль-Муджахиддин Бангладеш. Не стоит забывать и о сикхско-индуистском конфликт в Пенджабе, который может расшатать этнополитическую ситуацию.
«Внешняя сторона» медали
Дальнейшая судьба этноконфессиональных меньшинств Индии будет зависеть не только от внутриполитической ситуации, но и от расстановки сил на международной арене. Индия не хочет идти в фарватере инициатив Китая, демонстрируя свою самодостаточность. Индия, например, не поддержала участие в Углубленном региональном экономическом партнерстве (RCEP). Это произошло из-за опасений роста экономического влияния КНР и как следствие роста и без того значительного торгового дефицита с Пекином, который на сегодня составляет 57 млрд. долларов США в год.
По мнению Макара Тарана, экономический фактор будет решающим для нынешнего конфликта: «В целом если экономическая политика правительства Моди будет удачной и не затронет экономические интересы меньшинств - можно говорить об управляемости конфликтов. Только экономические провалы - а они маловероятны в краткосрочной перспективе - могут усилить этнические и конфессиональные проблемы. С которыми, однако, Индия с 1947 года справлялась.
Егор Брайлян, Киев
Первое фото: АА