Из посланий его Всесвятости Вселенского патриарха к верующим
25 декабря большинство православных церквей празднуют Рождество по новоюлианскому календарю. В этот день под сводом храма Святого Георгия Вселенского патриархата будут звучать слова рождественских песнопений и снова будет звучать имя нового предстоятеля украинской Единой поместной церкви. Когда-то Украина присоединиться к новому календарю.
А сегодня мы подобрали для вас слова из Рождественских посланий его Всесвятости патриарха Варфоломея разных лет. Они позволят понять, о чем говорит Мать-Церковь со своими чадами.
2008 год
Рождество Христово не обещает нам химерического блаженства или абсурдной вечности, оно дает нам «в руки» возможность нашего личного участия в божественной жизни и в любви Бога, которое будет бесконечно постепенно увеличиваться!
…Конечно, в свете современного мирового замешательства и кризиса эти истины звучат странно. Надежды большинства людей, которые были возложены на мирские «божества», ежедневно обманываются трагическим образом. Человеческая личность унижается и сокрушается среди цифр, машин, компьютеров, бирж и разноцветных флагов идеологического оппортунизма.
Природа изнашивается. Окружающая среда разделяет эту участь. Молодежь отчаивается и бунтует, протестуя против несправедливости настоящего и неуверенности в будущем... Однако, когда Церковь призывает всех к благоразумному осмыслению, к переоценке жизненных приоритетов и к поискам в лице «другого» следов образа Божиего, не прекращает заявлять со всей силой, которую придает ей ее двухтысячелетний опыт, что лежащее в вифлеемском вертепе Дитя – это «надежда всех концов земли», это Слово и целеустремленность жизни, это избавление, которое послал Бог своему народу, т.е. всему человечеству.
2009 год
Итак, Рождество широко отверзает человеку дверь для того, чтобы стать Христом и Богом по благодати, и именно ради этого «празднует в радости вся тварь, и небеса с нами веселятся» (стихира на хвалитех 28 декабря) в этот знаменитый и спасительный день!
Пусть родившийся в вертепе и в яслях возлежавший, Предвечный Сын Божий и нас ради – Сын Человеческий соделает всех нас достойными Своей умалительной любви и Своего святого и полоняемого домостроительства по плоти!
2010 год
В этой хмурой атмосфере, которая царит в мире и была создана финансовым, социальным, моральным и, особенно, духовным кризисом, вызывающим у людей гнев, горечь, замешательство и большой страх за завтрашний день, сладко звучит голос Церкви: «Приидите, верни, восведемся Божественне и видим схождение божественное свыше, в Вифлееме к нам явление» (тропарь Шестого Часа, Рождество Христово).
Христиане твердо верят в то, что Бог не следит «свысока» за развитием человека, созданного по Его образу и подобию… божественная милость Рождества не ограничивается только вечностью. Она касается и того, что относится к нашему земному пути… Наверное, в это Рождество следует обратить особое внимание именно на эту сторону божественного воплощения. Нынешний кризис создает для множества людей, в том числе и для христиан, ужасное искушение. Нет числа армии безработных, «новых бедных», бездомных, молодых людей с разбитой мечтой. Однако слово Вифлеем переводится как «Хлебный Дом»! Поэтому мы, верующие, должны дать всем нашим страдающим братьям не только «Хлеб Насущный», т.е. Христа, который лежит завернутый в пеленках в простом вертепе, но и повседневный хлеб для выживания, а также все, что «потребное для тела» (Иаков, 2, 16). Теперь настало время для практического применения Евангелия с высоким чувством ответственности!
2011 год
«…Большая часть людей движима и увлечена боем военных барабанов, и им отяготительно слышать об обетованиях мирной жизни. Мы имеем в виду, конечно, не только разжигателей военных вооруженных конфликтов, но главным образом – всех тех, кто превращает благородное состязание в конфликт и нападение на со-человеков и кто задается целью, как бы уничтожить противника. В этом смысле, война может восприниматься в реальности как война между членами противоборствующих общественных групп и всякого рода фракций ― этнических, партийно-политических, профессиональных, экономических, идеологических, религиозных, спортивных и т.д. В психологии их представителей формируется предрасположение к войне, а не к миру, как должно было бы быть. Сие, однако, не упраздняет истины ангельского возвещения: через Рождество Христа и приятие учения Его, мир все равно возобладает на земле.
Доброе Божественное предрасположение к человеку есть дар, и благие последствия сего реализуются через всех людей вообще, но особенно ощущаются теми, кто на деле принимает вышесказанные ангельские возвещения. Напротив, для тех, кто отвергают их и занимаются порабощением и уничтожением собратьев, последствия принимают форму кризисной агонии и беспокойства, экономического кризиса, кризиса самой цели нашей жизни и экзистенциальной нестабильности.
2014 год
До воплощения Христа не мог человек помыслить, насколько непостижимо достоинство человеческой личности, увядшее и померкшее после падения. До пришествия Христа только весьма богопросвещенные люди могли чувствовать величие человеческой личности, и, вторя недоумению Псалмопевца: «Что есть человек, что Ты помнишь его» (Пс. 8, 5), они восклицали: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (там же, 6).
Однако в наши дни мы каждодневно становимся свидетелями сугубо тяжкого угнетения человеческой личности, поношения и надругательства над ней. Таким образом, чтобы стать достойными славы и чести, которыми облек человеческую личность наш Создатель «ради нас и нами быв», нам нужно принять все возможные меры, чтобы прекратились бы наконец возросшие действия, подавляющие человеческую личность.
С изумлением мы следуем присно повторяющейся «Вифлеемской драме», где речь идет о драме, а не только о радостном событии, поскольку (мир) не распознал Сына и Слово Божие в яслях и пеленах, и не видит в творении Его – в человеке, «образ Божий».
Святая наша Православная Церковь через свое богословие учит, что человек и человеческое тело, как воссоединившееся с Богом в воплощенном Господе, достойны всякого почитания. Поэтому должно всем приложить усилие, чтобы к достоинству человеческой личности везде относились с наивысочайшим уважением.
Сегодня Вселенская Патриархия и наша Мерность, со многим сердечным стенанием и глубокой скорбью, становимся свидетелями, как вздымаются волны насилия и варварства, которыми охвачены до сих пор различные регионы нашей планеты, особенно же Ближний Восток, и которые поражают прежде всего христианское коренное население, часто во имя религии. Из сего Священного Центра Православия мы не перестаем провозглашать всем братским Предстоятелям Православных и других Христианских церквей, представителям Религий, Лидерам Государств, каждому человеку доброй воли, и особенно же тем со-человекам, кто сами – суть творения Божии, но кого подстрекают подвергать свою жизнь опасности и лишать других людей жизни, – вообще всем людям самого разного толка: никакая форма истинной и подлинной религиозности и духовности не возможна без любви к человеческой личности. Любое идеологическое, общественное и религиозное образование, которое презирает человека, сотворенного по образу Божию, и которое учит или позволяет умертвлять со-человека, часто жестоким и примитивным способом, конечно же, не имеет никакого отношения к Богу любви.
Так оценивая положение дел человечества в нынешние Рождественские праздники, хотелось бы, чтобы все мы жили в радости, видя высочайшее уважение к человеческой личности, к со-человеку, видя прекращение всякого рода насилия, созерцая победу, которую предлагает и приносит через любовь «Великого Совета Ангел», восприявший плоть «Начальник мира» и Спаситель наш Христос.
Благодать и беспредельная Милость и благоволение Сего родившегося и вочеловечившегося Господа славы, мира и любви – да будет со всеми.
2015 год
Сладость Святой Рождественской ночи вновь объемлет собою мир. И посреди человеческих тягот и мучений, кризиса и неурядиц, страданий и вражды, тревог и разочарований, таинство воплощения Божия, как и прежде, предстаёт в своей извечной притягательности, как реальное и всегда актуальное, побуждая «всех живущих на земле поучаться правде» (см. Ис. 26, 9), ибо «родися нам днесь Спаситель» (Лк. 2, 11).
Однако, в наше время многие люди рассуждают подобно преступному и безжалостному Ироду, убийце младенцев, и истребляют своих братьев-людей различными способами. Извращённое эгоцентризмом сознание властителя мира, которое олицетворяет собою Ирод как личность-убийца, парадоксальным образом видит опасность для своего существования в рождении невинного Младенца. И как самый надёжный путь для защиты своей светской власти от угрозы, которая, как ему казалось, исходит от новорождённого Младенца, он решился убить его.
Чтобы уберечь себя от убийственных намерений Ирода, Младенец Иисус, о котором возвестили Ангелы, был вынужден бежать в Египет, став таким образом вместе с Марией, Матерью Своей, Пресвятой Богородицей, и с праведным Иосифом «политическим беженцем», выражаясь современным языком.
В нашу эпоху, которая считается прогрессивной, многие дети вынужденно становятся беженцами, следуя за своими родителями ради спасения жизни, на которую покушаются различные злоумышленники. Таковое явление – позор для человечества.
На Рождество Младенца Иисуса, истинного избавителя и Спаса нашего, от Святейшего Апостольского и Патриаршего Вселенского Престола мы призываем всякое общество позаботиться о том, чтобы обезопасить развитие своих детей, уважать их право на жизнь, на образование и на нормальное развитие, которое могло бы обеспечить воспитание и их формирование в рамках традиционной семьи, на основе принципов любви, человеколюбия, мира, солидарности, – тех благ, которые приносит нам днесь воплотившийся нас ради Господь.
Родившийся Спаситель призывает всех принять эту проповедь спасения человеков. Действительно, за долгую человеческую историю народы много раз мигрировали и переселялись. Надеемся, однако, что после двух мировых войн и через призыв к миру от церковных и политических лидеров и организаций, современные общества смогут обеспечить мирное существование людей в своих странах. К сожалению, события рассеивают надежду, поскольку огромные массы людей, под угрозой истребления, вынуждены избрать горькую стезю изгнанничества.
Наши поддержка и помощь преследуемым и изгнанным собратьям-человекам, независимо от племени, рода и религии, будут нашими дарами Рождённому Господу – более драгоценными, чем дары волхвов, и сокровищем, более ценным, чем «золото, ладан и смирна» (см. Мф. 2, 11). Таковое духовное богатство неотъемлемо и едино нетленно во все преходящие века, и оно ожидает нас в Царствии Небесном.
Так принесём приношение, каждый из нас по своим силам, Господу, явленному нам в лице братьев беженцев. Принесём же днесь рождённому в Вифлееме малютке Христу ценные дары любви, жертвы и человеколюбия, подражая Его милосердию, и поклонимся Ему вместе с Ангелами, волхвами, пастырями из простого люда, вопия со всеми Святыми: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14).
2016 год
«Таково наше торжество, что празднуем ныне — пришествие Бога к людям, чтобы нам переселиться или (точнее сказать) возвратиться к Богу; да, отложив ветхого человека, облечёмся в нового, и как умерли в Адаме, так будем жить во Христе, со Христом рождаемые, распинаемые, погребаемые и совосстающие»...
Евангелие Рождества Христова проповедуется и вновь в мире, где, к сожалению, раздаётся грохот оружия, где практикуется невозбранным образом насилие, угнетающее людей и народы, где царствует неравенство и социальная несправедливость. Невыносимо положение бесчисленных детей, жертв военных конфликтов, нестабильности, разного рода эксплуатации, преследования и дискриминации, голода, нищеты и горестных лишений.
В апреле прошлого года на о. Лесбос нам, вместе с Его Святейшеством Папой Римским Франциском и архиепископом Афинским и всея Греции Иеронимом, представилась возможность воочию убедиться в злоключениях беженцев и мигрантов, в частности – в острых проблемах, с которыми сталкиваются страждущие дети – невинные и беззащитные жертвы военного насилия, расовой и религиозной дискриминации и несправедливости, число которых постоянно растёт.
Празднество Слова Божия, ради нас ставшего младенцем и Отрока Христа, гибели которого искала светская власть, согласно Евангелисту Матфею, есть напоминание и призыв к проявлению заботы о детях, об этих уязвимых жертвах, – к почитанию священности детства.
Конечно же, и в развитом экономически и стабильном политически мире детям и их чувствительным душам существуют угрозы: великий кризис брака и семьи, многоразличные вмешательства и использование физического и психического насилия. От каталитического влияния электронных средств массовой информации, и особенно телевидения и интернета, заполоняющих их жизнь, как и от коренных перемен общественной среды – души детей повреждаются. Безудержный экономический бум с раннего возраста превращает их в потребителей, и эвдемонизм быстро убивает в них детскую невинность.
Ввиду этих опасностей Святой и Великий Собор Православной Церкви, обратившийся «с особой любовью и нежной заботой» к детям и к молодёжи, в своём «Окружном Послании» говорит: «В разноголосице взаимоисключающих определений относительно идентичности детского возраста Святейшая наша Церковь предлагает слова Господа если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное и кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него, а также всё сказанное нашим Спасителем тем, кто возбраняет детям приближаться к Нему и соблазняет их».
Таинство Рождества Христова обобщается в словах Кондака Праздника: «Нас бо ради родися отроча младо, превечный Бог». Бог-Слово как «отроча» и «отроча» как Бог открывается людям с «чистым сердцем» и детской простотой. Дети разумеют Истину, неприступную для мудрых и разумных. «Лишь из детей создаёшь Ты Иерусалим», – замечает Элитис в поэме «От ближнего».
2017 год
Братья и чада в Господе,
Милостию Божию мы вновь сподобились достичь великого праздника рождения Божественного Слова во плоти, Которое пришло в мир, чтобы даровать нам «благую жизнь», освобождение от власти греха, закона и смерти, чтобы дать нам подлинную жизнь и великую радость, которую никто не может отнять у нас.
И вновь слова: ”Христос рождается!” разносятся в мире, преисполненном насилия, несущих смерть конфликтов, общественной несправедливости и неуважения к основным правам человека. В 2018 году исполняется 70 лет со времени принятия Всеобщей Декларации прав человека, в которой, после ужасного опыта и разрухи Второй мировой войны, провозглашены общие высокие идеалы, к неуклонному уважению которых призваны все страны. Однако, игнорирование этой Декларации продолжается, в то время как различные злоупотребления и преднамеренные неправильные толкования прав человека наносят урон их авторитету и реализации. Мы продолжаем либо не учиться из истории, либо не хотим учиться. Ни трагический опыт насилия, ни ущемление человеческой личности, ни провозглашение благородных идеалов не остановили агрессии и войны, возвышение власти и эксплуатации друг друга. До сих пор, доминирование технологий, чрезвычайные достижения науки и экономический прогресс не привели к социальной справедливости и миру, который мы так желаем. Вместо этого, в наше время, снисходительность к богатым растёт, и глобализация разрушает условия социальной сплоченности и гармонии.
Церковь не может не обращать внимания на эти угрозы человеческой личности. ”Нет ничего более святого, чем человек, потому что Бог воспринял его природу”. Мы отстаиваем человеческое достоинство, во имя защиты человеческой свободы и справедливости, отдавая отчёт, что ”подлинный мир исходит от Бога” и что трансцендентная тайна Воплощения божественного Слова и дар обожения человека раскрывают правду о свободе и божественной судьбе человечества…
Воплощение божественного Слова является подтверждением и убеждением, что Христос лично ведёт историю на пути к Царству Небесному. Разумеется, это прохождение Церковью этого пути к Царству, не осуществляется вне пространственных, проходит в отрыве от исторической реальности, ее противоречий и коллизий, и никогда не лишено трудностей. Тем не менее, именно среди этих трудностей Церковь свидетельствует об истине и выполняет свою освящающую, пастырскую и преображающую миссию. «Истина – это столп и основание Церкви… Столпом вселенной является Церковь… и это великая тайна, тайна благочестия”.
Собрала и подготовила Лана Самохвалова, Киев
Перше фото: EPA-EPA / EPA / Olivier Hoslet