Рождественские традиции, обереги и секреты их изготовления на Ивано-Франковщине
В Ивано-Франковске после двухлетнего перерыва возобновили конкурс на лучшую новогодне-рождественскую атрибутику. Кроме дидухов и пауков, мастера впервые показали вертеп из соломы с двухметровым ангелом. О рождественских традициях, оберегах и секретах их изготовления узнавал корреспондент Укринформа.
ДИДУХ НА ПОКУТЬЕ И В ВЕРЕТЕ
Рождественский дидух на Прикарпатье – традиция очень давняя. Она присуща низинным регионам области, а это – Ополье, Бойковщина и Покутье. Там, где растет пшеница. Преимущественно из нее люди и выплетали рождественскую атрибутику.
«Хорошо, что и сегодня эта традиция, которая идет еще с дохристианских времен, передается от поколения к поколению. Дидух символизирует дух наших предков. Его ставили в углу, когда на Святвечер собиралась вся семья: и те, кто живет в хате ныне, и те, кто жил когда-то. Считали, что их души поселяются в этом дидухе», – рассказывает заведующий отделом фольклора и этнографии учебно-методического Центра туризма и культуры Прикарпатья Стефания Капустинская.
Традиционно дидух на Рождество всегда заносил в хату хозяин. Его ставили возле икон и считали семейным оберегом. Иногда этот дидух даже украшали. Ведь нередко селяне ставили его в доме вместо елки.
«Если в доме есть девушка, она на Святвечер брала ложки, ними колотила по углу хаты, чтобы знать, откуда будет ее суженый. Потом все эти ложки запихивали в перевесло дидуха. Это была народная магия. Делали так, чтобы быть вместе в течение года», – отмечает Стефания Капустинская.
После Рождества сжигали дидух. Впрочем, сжигали не тот дидух, который стоял на углу, а тот, который лежал в веретке, на полу. И эта традиция тоже имеет свою символику. По одной из версий, сжигая дидуха, люди считали, что так души умерших возвращаются на небо, по другой – оберегали себя от злых сил.
«На Ополье дидуха, который стоял в углу, обмолачивали на Василия. Хозяева стелили веретку, палкой молотили дидуха и делили зерно на три части. Первую отдавали коляднику, чтобы ним засеять в хате, вторую – скотине, а третью – сеяли на поле, чтобы был хороший урожай. На Ополье сжигали дидуха из соломы, который был в верете. Когда его заносили на Рождество в хату, то говорили «Дай Бог здоровья». Затем хозяин веретку убирал и расстелял дидуха на полу. Из одного кармана он доставал орешки, из другого – копейки и все рассыпал на ту солому. Дети могли собирать это только до Ужина, потому что после него нельзя было дидуха даже двигать. Говорили, что тогда куры будут сильно грестись на огороде. Помню, как еще бабушка предостерегала нас: «Только не трогайте мне дидуха». На Рождество нельзя было ни дидуха убирать, ни заметать в доме. Уже на второй день после Рождества хозяйка его собирала в верету, выносила на мост и сжигала. То был своеобразный оберег от злых сил», – отмечает Капустинская.
ПРАВИЛО СЕМИ КОЛОСЬЕВ
Сейчас дидух делают из всех злаковых культур: ячменя, овса, льна. Добавляют травы и мак. Дополняют цветами и калиной. Кажется, будто все зависит от фантазии мастера. Но на самом деле выплетать дидуха надо по определенным правилам. В селе Фитькив их придерживается Анна Розсипайло, которая несколько лет подряд занимала за это призовые места на конкурсах. Сегодня мастерица из-за возраста, а ей больше 80 лет, в Ивано-Франковск приехать не смогла, но ее работу привезла руководитель народного любительского фольклорно-этнографического коллектива «Перевесло» из села Фитькив Ольга Багрийчук.
«Наш коллектив всегда был интересен атрибутикой: дидухами и косицей. Ее выплетали из первого зерна, которое собирали. Это был обжинковый обряд. Позже эту косицу называли у нас дидухом. Наша мастерица, пани Анна, выплетает 12 лепестков, потому что есть 12 апостолов, а 13-й лепесток должен быть сверху. Он символизирует Иисуса Христа, а все изделие свидетельствует любовь к Богу, к его рождению. Традиционный дидух – это изделие только из колосьев. Выплетают его в виде дида, подвязывают кромкой и так заносят в хату», – рассказывает Ольга Багрийчук и добавляет, дидухи из Фитькива – особые. Их спрашивают люди со всей Украины. Поэтому теперь, говорит, эту красоту хранят годами. Для этого дидухов летом надо выносить на солнце, проветривать и оберегать от моли.
Наталья Ярославовна Халус из села Сенечев Долинского района признается, что не представляет себе Рождества без дидуха. Он всегда присутствовал в ее доме на зимние праздники. Она еще с детства знает, как его делать. Теперь обучает этому своих учеников. К изготовлению рождественской атрибутики вместе с мужем готовится еще осенью, а начинает работу в декабре.
«Рожь выращиваем сами, если ее не хватает, бегаем по соседям. Стараюсь собрать колос, когда он еще наливается молочком. Так его потом легче сохранить до зимы, да и дидух тогда будто имеет молодость лета. Есть дидух-сноп, а есть дидух-дерево. Последний состоит из определенного количества веточек. Наименьшее количество – 12, потому что это сакральное число. В действительности дидух должен был бы иметь столько колосьев, сколько в году дней. Тогда это количество делится на число веточек. В одной должно быть минимум 7 колосьев. В своей работе я придерживаюсь этих правил», – рассказывает мастерица.
Свои дидухи она украшает небольшим декором, который выплетает из соломки еще летом. Говорит, особые материалы для этого не нужны. Только настроение, руки и иногда эскиз. Хранить дидухов советует в сухом помещении и подальше от грызунов. Если очень постараться, отмечает Наталья Халус, первого своего дидуха дети могут сделать уже в 10 лет.
ПАУКИ ИЗ СОЛОМЫ
А вот производство пауков – это чисто детская забава. Издавна женщина должна была подготовиться к Рождеству, поэтому детей старалась чем-то занять. Так она приучала их к традиционным ремеслам из простых и доступных материалов – из соломы.
«На Прикарпатье издавна пауки создавали гирляндами. Теперь эти формы видоизменяются и имеют более символическое направление. Вот форма шара, который символизирует землю. Вокруг него – звезды, тоже сплетенные из соломки. Здесь сочетаются разные техники: и плетение, и сборка. Для детей – это развитие мыслительной деятельности и творческого мышления», – утверждает художник декоративного искусства, член Национального Союза мастеров народного искусства Украины Ольга Мельник.
Паук, как и дидух, считали оберегом. Бойки и гуцулы вешали его на потолке. Когда он покачивался, то считали, что паук создает в доме ауру защиты.
«Паучок не только защищал семью от зла, но и аккумулировал на себе всю негатива энергетику. Его хранили до весны. На Крещение, чтобы снять тот негатив непослушания или капризности детей, паука окропляли», – добавляет Ольга Мельник.
«Вспомните легенду о рождении Христа. Матерь Божья родила его в хлеву, Святую семью преследовали. А паук тогда сновал так, чтобы воины Ирода не нашли Исусика. Поэтому паука считают оберегом от злых сил. Как его делают? Из соломы, а все остальное – человеческая фантазия», – говорит Стефания Капустинская.
Лучше всего для изготовления паука подходит ржаная солома. Ее замачивают, чтобы материал был пластичным, затем создают разнообразные конструкции. Здесь и тетраэдры (треугольная пирамида – авт.), и октаэдры (многогранник с восемью ребрами — авт.), и шары, и птички. Последние более характерны для волынского искусства. Чтобы их сделать, надо два часа усиленного труда.
«Так, среди традиционных пауков есть новейшие направления. Народ воспринимал природу в образном мышлении и хотел повторить ее так, как видел. В этом и прелесть его творчества», – убеждена Ольга Мельник.
СОЛОМЕННЫЙ ВЕРТЕП ИЗ НАДВИРНОЙ
Впервые в Ивано-Франковске показали вертеп в украинском стиле из соломы. Его изготавливают 7 лет подряд три мастера, все – преподаватели Надвирнянской детской художественной школы. Сначала вертеп был предназначен для Гуцульщины и состоял только из фигур зверей и Иисусика. Композиция называлась «Карпаты встречают Господа». Впрочем, каждый год у художников появлялась новая идея, которая и дополняла рождественскую композицию.
«Теперь мы доделали персонаж большого ангела, который охраняет весь вертеп. Его высота – около 2,5 м. Доделали Звезду, санки, и другие фигуры, которые могут присутствовать в оформлении любого интерьера, потому что они сделаны в украинском стиле, из наших традиционных материалов. Перед нами стояла задача – избавиться от ширпотреба (товары массового потребления – авт.) на рынке в период зимних праздников и показать, что украинская аутентика может быть очень созвучна с Рождеством. Нам, на самом деле, есть что показать», – утверждает директор Надвирнянской детской художественной школы Жанна Бондаренко.
Три Царя, Иосиф, Богородица, лесные звери, верблюд, лошадки, осел, барашки – все это изготовили в Надвирной и до сих пор экспонировали только в Патриаршем Соборе УГКЦ в Киеве. Теперь мастера стремятся показать свой вертеп как можно большему количеству людей, чтобы доказать, что сено – едва ли не самый лучший материал для зимних композиций.
«Когда мы были маленькими, помню сено под столом и яблочки. Все это напоминает нам детство, уют и Рождество в доме. Да, художнику очень легко сегодня работать, потому что есть много разнообразного материала. Но мы использовали то, что доступно, дешево и добавляет атмосферу Рождества. Главное – идея и вдохновение», – говорит Жанна Бондаренко.
Она признается, в качестве каркаса для изготовления фигур в вертепе мастерицы брали обычные картонные коробки. В ход шли нитки, жгуты, шпагаты. Технология не имеет ни названия, ни точных правил. Но ни один человек, который видел этот вертеп, не остался равнодушным.
«Все, что делает наша школа, начиная с маленького венка, органическое с елкой, народными традициями. Вертеп готовили к фестивалю «Теплое Рождество» и поэтому его тоже делали теплым. ...Воспитанники нашей школы делают все то же, только маленькое. Мы даем мастер-классы, на которые приезжают дети из городов Чехии, Польши. Каждый ребенок везет от нас аутентичную игрушку. У наших волонтеров из Америки это вызывает настоящее удивление. Деньги за это мы не берем, работаем с вдохновением, потому что любить Украину можно по-своему», – замечает директор Надвирнянской художественной школы.
После экспозиции в Ивано-Франковске вертеп в украинском стиле вернется в Надвирную. В этом году на Рождество он станет украшением местного храма УГКЦ. Возле главной елки в Надвирной художники из художественной школы создали новую композицию. Обещают, она тоже очень понравится людям, потому что будет такой же теплой и оригинальной.
P. S. По результатам конкурса «Дидух-2018» в Ивано-Франковске гран-при получили преподаватели Надвирнянской детской художественной школы за композицию «Вертеп». Первые премии присудили мастерам Натальи Халус и Ольге Мельник.
Ирина Дружук, Ивано-Франковск
Фото автора