Верховной Рада обратила внимание мира на беспредел, чинимый в РФ в отношении национальных меньшинств
В четверг, 30 мая, Верховная Рада приняла Обращение, зарегистрированное еще в марте. В нем содержится призыв к мировому сообществу осудить «нарушения прав коренных народов в Российской Федерации и на временно оккупированных ею территориях Украины». Теперь это обращение будет направлено в ООН, ПАСЕ, Парламентские Ассамблеи НАТО и ОБСЕ, а также в национальные парламенты разных стран.
Интересная и важная история – образец наступательной дипломатии. В этом документе факт преследования российскими оккупантами крымскотатарского народа подан не как единичный, избирательный акт, а вписан в широкий актуальный контекст неоимперской политики, проводимой Кремлем на, так сказать, «канонических» территориях РФ.
Что еще важно в этом случае – популяризация знаний об этой самой неоимперской политике Москвы. Ведь Россия – на данный момент фиктивная федерация, существующая лишь на бумаге да в официальном названии государства. В реальности же – это последняя недораспавшаяся империя. Именно поэтому российское руководство так болезненно относится к внутренним национальным вопросам, так старательно «заметает под лавку» все свои проблемы. И поэтому же для нас так важно – выставлять их напоказ.
ОБРАЗЦЫ НЕОИМПЕРСКОЙ ПОЛИТИКИ МОСКВЫ
В «Пояснительной записке» к проекту постановления примеры жесткой, а временами преступной политики Кремля в национальном вопросе сгруппированы по нескольким пунктам:
● Преследования представителей коренных народов России за их политические убеждения (примеры из Ингушетии), в том числе в связи с их позицией по вооруженной агрессии России против Украины и аннексии Крыма (Татарстан).
● Отсутствие справедливого и прозрачного расследования похищений, убийств и покушений на людей, отстаивающих гражданские и политические права коренных народов РФ (убийство черкесского активиста в Карачаево-Черкессии; убийство молодежного ингушского активиста в Назрани, тут, к сожалению, у составителей «Записки» ошибка: не Хашульгов, как в тексте, а Хашагульгов, и убит он был не 12.11.2018, а 12.12.2018).
● Препятствование правоохранительными органами реализации права граждан на мирный протест (Башкортостан, Татарстан, Бурятия, митинг шорцев в Кемерово).
● Запрет деятельности национальных обществ, организаций и движений из-за лишения их регистрации или объявления экстремистскими (Татарский общественный центр, Союз татарской молодежи «Azatliq», Чувашское общество национально-культурного возрождения «Ирĕклĕх» и т.п.).
● Систематическое препятствование деятельности общественных объединений коренных народов (возбуждение уголовных дел против активиста упомянутого «Azatliq», против организации «Башкорт»; задержания активистов черкесского национального движения и т.д.).
● Вмешательства в деятельность религиозных объединений представителей коренных народов (в частности признание экстремистскими «священных книг марийской традиционной религии, таких как “Онаенг Ойла”», а здесь, пожалуй, составителям «Пояснительной записки» следовало бы уточнить формулировку, снизив пафос, поскольку 40-страничная брошюра “Онаенг Ойла”, в переводе – “Жрец говорит”, была написана современным мыслителем, марийским жрецом-неоязычником Виталием Танаковым и настолько высокого статуса – священная книга – на данный момент не имет).
● Внесении изменений в федеральный закон «Об образовании», согласно которым государственные языки национальных республик РФ перестали быть обязательными для изучения в общеобразовательных учебных заведениях республики, теперь они изучаются только в пределах возможностей учебных заведений и по заявлениям родителей учеников – и это прямой путь к исчезновению этих языков, а значит, и культур. (Об этом мы писале в большом материале в прошлом году – «Путин следует за Александром III: сначала русификация – потом революция. РФ сеет рознь поправками к закону о национальных языках».
Отдельно указывается, что все эти примеры отмечены и подаются в продолжение «Четвертого заключения по Российской Федерации», принятого Консультативным комитетом рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы в феврале прошлого года. И там уже были отмечены и перечислены многие беды и проблемы РФ в национальном вопросе.
Такая «вписанность» в международный контекст также очень важна.
ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ МЕЖДУ АЛЕКСАНДРОМ III И СОВКОМ
Показательно, как в России отреагировали на заявления одного из инициаторов Обращения, главы комитета ВР по иностранным делам Анны Гопко. Ее давние, январские еще, слова о призыве к миру и Европе «обратить внимание на нарушение свободы слова, национальных и гражданских прав народов, которые Россия пытается ассимилировать» вызвали у российских деятелей словоизвержение, близкое к истерии. Вот, к примеру, депутат Госдумы двух последних созывов Олег Нилов.
Извините за длинную цитату «из Нилова», но она стоит того, чтобы привести ее полностью:
«То, что говорит эта националистка Анна Гопко, похоже на выступление в психиатрической больнице. Впрочем, эта дама не отличается от остальных украинских политиков. Все они актеры одного театра, которым руководит режиссер из Вашингтона.
Но Россия не даст осуществиться этому плану украинских кукловодов. Щит у нас такой, что не то, что украинцам, даже американцам мы не по зубам. Военные базы США, которые они размещают по всему миру, предназначены для сдерживания других государств-марионеток. Россия к их числу не относится.
Но это, повторюсь, для сдерживания украинцев, которых США используют для провоцирования России. Американцы боятся, что Украина вскоре опомнится. Поэтому им нужно их приструнить своими базами.
Но все это не новость для нас. У нас есть противоядие от этих недружественных шагов. Это наши союзники – армия и флот, которые сегодня находятся на высоте. Теперь работаем над тем, чтобы рабочий и колхозница, врач, учитель и ученый вышли на достойный уровень».
Конец цитаты.
Прекрасный, по-моему, образец отсутствия логики и общей политической вменяемости: грубость-угроза-инсинуация, объединенные принципом «в огороде бузина, а в Киеве – дядька (в смысле Дядюшка Сэм)». При этом совершенно неповторим финал спича Олега Нилова. Это потрясающий образец современного российского состояния умов, точнее – безумия. Резкий, без связок, переход от риторики Александра III («наши союзники – армия и флот») к совковому новоязу («рабочий и колхозница», ёлки-палки – какая колхозница, XXI век на дворе!). И этот финальный аккорд, канцелярская пустозвонность – «вышли на достойный уровень». А до сих пор, стало быть, уровень был недостойный? Да? Спасибо за откровенность.
Такая риторика, по-моему, лишний раз показывает, насколько болезненно в Российской (недо) федерации реагируют на выявление и упоминание их внутренних национальных проблем.
ПРЕДЕЛЫ ЛОЯЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РФ
Кстати, совсем недавно (в прошедшие выходные) в Москве прошла очередная конференция Демократического конгресса народов РФ. Он был создан год назад как ответ на отказ от обязательного преподавания родных языков в российских школах. Это умеренно оппозиционное и, в целом лоялистское по отношению к Кремлю собрание. Однако и в его рамках обсуждаются достаточно острые вопросы, приводятся факты, наглядно показывающие ущемление прав коренных народов в России.
Очень информативным было выступление специалиста по федерализму, общественного деятеля из Республики Саха (Якутия) Ивана Шамаева. Он рассказал, как сильно за последние годы изменилось ситуация на местах. Простейший пример – отношение к самому слову «республика»: в российских субъектах «федерации» его перестали использовать в официальных документах. Уже в 2012 году его не было даже в принятой в России «Стратегии государственной национальной политики». Дальше – больше. В 2017-2018 годах в Бурятии и Туве перестали существовать местные Конституционные суды. И такие тенденции, по мнению Шамаева, будут развиваться. А принятие закона о добровольном изучении родных языков стало еще более разрушительным, так как нанесло огромный удар по государственным языкам национальных республик.
Член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин подробно говорил о ситуации с языками, основываясь на итогах заседания СПЧ, состоявшегося два месяца назад в Башкортостане: «Нас очень сильно беспокоят позиции федерального законодателя. В Башкортостане даже госслужащие бьют в колокола, наблюдая за тем, как язык исчезает из повседневной сферы общения». По словам Бабушкина, положение, в котором находится башкирский язык, похоже на то, что наблюдается во многих других республик России, к примеру, Бурятии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии и т.д.
Участники подчеркнули наличие бюджетного дисбаланса, сложившегося в середине 2000-х годов и с тех пор только нарастающего – увеличивается централизация, когда все больше денег уходят в федеральный центр. А уж оттуда финансы милостиво распределяются обратно – субъектам, которые вынуждены «виноватым взглядом смотреть на Москву».
Однако, чтобы не было подозрений в сепаратизме, участники конференции настойчиво подчеркивали, что «все собравшиеся выступают за укрепление основ российской государственности в рамках норм, прописанных в Конституции». Которые, впрочем, «сегодня далеко не всегда выполняются».
Да, повторюсь, подобный форум – совершенно лоялистский. Но это временно, поскольку «федеральный», а на самом деле имперский центр, Москва, только имитирует внимание к данному вопросу. При этом продолжает традиционную русификаторскую политику. И тем самым готовит почву для будущих конфликтных ситуаций.
Олег Кудрин, Рига