Человечество задолжало в 2,5 раза больше, чем зарабатывает за год. Успокаивает, что должны мы друг другу, а не инопланетянам. Уж как-то договоримся
Мировой долг (совокупная задолженность правительств, корпораций, финансовых учреждений и домохозяйств всех стран) достиг рекордных показателей - $188 триллионов. Это 230% объемов глобального производства. То есть, чтобы выплатить такую сумму - при сохранении нынешних показателей производительности труда - человечество должно неустанно трудиться фактически два с половиной года, ничего при этом не потребляя. А так не бывает. Поэтому о том, как погасить мировой долг, очевидно, придется рассуждать не одному поколению экономических эйнштейнов будущего.
Хотя заниматься этим, скорее всего, не стоит. За века мир научился жить в условиях, когда страны занимают друг у друга, государства берут в долг у граждан и финучреждений, банки и граждане - у государстве, люди - у людей... Выработав соответствующие нормы и правила, а также сформировав как национальные, так и глобальные системы сдержек и противовесов, позволяющие избежать чрезмерной концентрации долгов в руках отдельных кредиторов и использования этой ситуации для международного давления на должников или провоцирования искусственных финансовых кризисов.
А вот о том, как жить экономно, чтобы сократить или, по крайней мере, не наращивать задолженности, специалисты советуют задуматься уже сейчас. Касается это как государственных займов, так и ссуд физических лиц (по данным МВФ, две трети общей задолженности - достижения частного сектора). В меньшей степени - корпоративных долгов. Ведь такие займы, наоборот, как правило, стимулируют экономическое развитие, поскольку бизнес вкладывает заемные средства, прежде всего, в расширение производства. Не говоря уже о добавленной стоимость, которая стабильно формируется в банковском секторе и на фондовых рынках. Бесспорно, в определенной степени стимулируя экономическое развитие и потребительское кредитование.
Особенности жизни в долг: цивилизованный мир и развивающиеся страны
Чтобы разобраться в том, какая из стран и кому в этом мире финансовый кум или брат (точнее, должник и кредитор), нужно изучить, вероятно, сотни тысяч договоров и десятки миллионов отдельных документов. Занимаются этим цели учреждения. Собранные ими ручейки информации стекаются в аналитических центрах вроде МВФ или Всемирного банка, эксперты которых и обобщают эти сведения, благодаря чему и видим более или менее реальную картину.
Возможность прибегать к финансовым займам спасает отдельные государства и весь мир от проблем, связанных с объявлением дефолта, гиперинфляционными и девальвационными процессами, в частности, возникающими из-за бесконтрольного включения денежных печатных станков, низкой производительности труда, неконкурентности на экспортных рынках и других траблов. Часто брать в долг странам приходится для того, чтобы выполнить обязательства (в частности, социальные) перед своими гражданами или рассчитаться с прежними долгами. Прибегать к займам приходится не только популистским правительствам или диктаторским режимам, но и вполне демократичным и успешным странам. Причем, крупнейшие должники - не самые бедные, как может показаться, а как раз самые богатые государства мира (справедливости ради надо сказать, что не все). Причина - упомянутое уже желание «держать марку» в вопросах сохранения социальных стандартов и дешевые деньги, которые правительства этих стран могут привлечь на мировых финансовых рынках. В отличие от развивающихся, ссуды для которых - несмотря на более высокую ступень рисков возврата средств - очень дороги.
Главным мировым должником уже многие десятилетия остаются Соединенные Штаты Америки. В этом году госдолг страны превысил $23 трлн - примерно 110% национального ВВП. Это треть всей так сказать государственной доли в структуре мирового долга. Только с начала года задолженность США выросла на $1 триллион (между прочим, примерно восемь ВВП Украины). В целом же американцы задолжали более чем в 200 раз больше, чем украинцы. А чувствуют себя они, в отличие от нас, вполне уверенно. В частности, и потому, что страна может в любой момент получить кредиты под невиданные для нас проценты - от 0,5 до 2% годовых. Причем, на десятки лет. Поэтому обслуживание такой колоссальной задолженности ежегодно обходится стране всего в 2,2-2,6% ВВП. Тогда как в Украине этот показатель достигает 12%. К тому же, только треть задолженности США - это долг перед иностранными правительствами и организациями. Большую часть суммы страна должна сама себе - своим гражданам, компаниям и правительственным организациям.
Возможность занимать средства под 1-2% имеют также Япония, Германия, Великобритания и ряд других развитых стран. Между тем долги Японии достигают 250% внутреннего валового продукта. В последние годы страна вынуждена направлять на обслуживание и выплату задолженности половину госбюджета. Примерно в полтора раза больше, чем зарабатывает за год, задолжала Италия. Превышает национальные ВВП задолженность Великобритании, Испании, Франции и многих других стран. Но есть и на кого равняться: к примеру, фактически без долгов живут эстонцы. Задолженность этой страны не превышает 8-9% ВВП.
Интересно, что многие страны, которые сами имеют существенную задолженность, активно скупают долги других государств - в частности, таких надежных заемщиков как США. В последние десятилетия даже идет некое неофициальное соревнование за обладание самым толстым портфелем американских долговых обязательств между Японией и Китаем. Недавно вперед снова вышла Япония - США должны Токио $1,2 триллиона. Китайская доля - $1,11 триллиона. Ирландия сконцентрировала более $302 млрд американских долгов, Бразилия - почти $270 млрд, Каймановы острова - $254 млрд, Швейцария - более $244 млрд.
Особенности жизни в долг по-украински
В отличие от ведущих экономик мира, развивающиеся страны, могут брать займы на более или менее длительный период под более или менее привлекательные проценты разве что у международных финансовых институтов. В частности, у Международного валютного фонда. Для многих так сказать экономически и политически незрелых государств такое сотрудничество довольно утомительно, поскольку Фонд, заранее заботясь о возврате средств, предъявляет к заемщикам дополнительные требования. Один из примеров - Украина. Как показывают два с половиной десятилетия опыта сотрудничества Киева с МВФ, чем в худшей ситуации находится наша страна, чем больше у нее финансовых проблем, тем жестче требования Фонда и тем сложнее переговоры о подписании долгосрочных программ и получении отдельных кредитных траншей. Правда, большинство требований выгодны самой стране-реципиенту. Речь идет, например, о реформировании отдельных отраслей и системы государственного управления в целом, внедрении прогрессивных стандартов, созданиии благоприятных условий для привлечения инвестиций. Но есть и такие, с которыми части общества, экспертной среды и политиков согласиться сложно (те же, например, тарифные вопросы). Поэтому призывы к отказу от дальнейшего сотрудничества с МВФ - явление уже привычное.
Впрочем, большинство экспертов все же считают, что Украина действительно рано или поздно - желательно как можно раньше - должна научиться обходиться без кредитной эм-вэ-эфовской подушки» (как говорят одни) или петли - по оценкам других. Но пока позволить себе этого не может. Потому что финансовые условия, которые предлагает заемщикам Фонд, - одни из самых выгодных в мире (если говорить о доступности денег для стран с переходной экономикой). Также сотрудничество с Фондом служит неплохим сигналом для инвесторов и игроков международных рынков коммерческих займов. К примеру, без сотрудничества с МВФ для Украины доступны ссуды только под 10-12% годовых. Которые, к тому же, нужно быстро возвращать (в течение двух-трех лет). В условиях же активной поддержки со стороны Фонда - под 7-9% и даже меньше. А сроки выплаты гораздо больше. Кстати, проектом Государственного бюджета на 2020 год предусмотрено, что средневзвешенная ставка внешних займов для Украины в следующем году не превысит 8%, внутренних займов - 14,6%. Это уже хорошо. Ведь в 2018-м и 2019-м годах Минфин - в частности, из-за высокой учетной ставки НБУ - эмитировал ОВГЗ (облигации внутреннего государственного займа) под 17-19% годовых. Благодаря этому украинские государственные ценные бумаги пользовались большим спросом. Что позволило Министерству финансов недавно отчитаться: Объем вложений нерезидентов (иностранных граждан и компаний) в украинские ОВГЗ достиг 100 миллиардов гривень. Соответственно, валюту на такую сумму новоиспеченные владельцы наших ценных бумаг продали на межбанковском рынке (поскольку ОВГЗ можно купить только в гривнях). И это - один из определяющих факторов, повлиявших на нынешнее рекордное укрепление национальной валюты. Приятно. Но эта приятность когда-то может обернуться для страны большим траблом. Если, например, уровень доверия к нашим ценных бумаг снизится, условия их размещения перестанут быть такими привлекательными или возникнут форс-мажоры, связанные, скажем, с активизацией российской агрессии. Тогда возникнет ситуация, когда нерезиденты, получив выплаты по облигациям, не захотят вкладывать средства в новые ценные бумаги и массово бросятся выводить деньги за границу. Спрос на валюту резко возрастет, государство вынуждено будет включать печатный станок, чтобы рассчитаться с держателями облигаций... Это грозит новым витком девальвации и немалыми проблемами для платежной системы страны и отечественной экономики. По мнению некоторых экспертов, такой сценарий вполне возможен. Хотя есть и те, кто успокаивает: Украина имеет запас прочности. Даже в условиях задекларированного регулятором снижения учетной ставки НБУ (от чего зависит доходность наших ОВГЗ) до 8% к концу 2021 года, украинские ценные бумаги будут оставаться достаточно привлекательными для инвесторов. Особенно, если параллельно делать шаги, которые помогут убедить их перейти от пассивного заработка на ценных бумагах к прямым инвестициям в украинскую экономику.
В ближайшее же время для того, чтобы сохранить сбалансированность бюджета, а также своевременно рассчитываться с предыдущими долгами, Минфин планирует получить благодаря займам более 342,5 миллиарда гривень. В том числе 111 миллиардов - на международных финансовых рынках. При этом объем погашения госдолга в следующем году - 282,1 миллиарда гривень, в том числе по внешнему долгу - 120,3 миллиарда. Еще 141,5 миллиарда гривень пойдет на обслуживание госдолга. То есть, как подсчитал премьер Алексей Гончарук, на выплаты кредиторам Украина будет тратить каждую третью заработанную в 2020 году бюджетную гривню...
А по мировым меркам, долг Украины не так уж и страшен - $110 миллиардов (2 триллиона 696 миллиардов гривень по нынешнему курсу). Это примерно 61,5% ВВП. Проблема лишь в том, что именно на 2019-2021 годы приходится пик выплат по предыдущим займам. Новые же мы можем брать только под большие проценты.
Пути преодоления мирового долговой зависимости
Директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева считает, что нынешний рост долговых обязательств во многом связан с кризисом 2008 года, когда частному сектору повсюду оказывали масштабную государственную поддержку. Только банкам тогда заняли $1,6 триллиона. При этом большинство финучреждений эти деньги до сих пор не вернули. В целом, по оценкам МВФ, нынешний уровень задолженности напоминает ситуацию, которую мир переживал после Второй мировой войны. Особенно опасно это для развивающихся стран. Аналитики МВФ, по словам Георгиевой, предлагают следующие шаги для улучшения ситуации с долгами:
1. Обеспечение большей устойчивости займов. То есть, заемщики должны действовать осторожнее. Максимально используя инструменты, не связанные с выпуском облигаций или заключением прямых кредитных соглашений. Речь идет о расширении возможностей привлечения прямых инвестиций (в том числе и иностранных), росте налоговых поступлений и усилении борьбы с бюрократией и коррупцией.
2. Обеспечение более прозрачной практики заимствований и кредитования. Во многих странах есть возможность в значительной мере укрепить институты, которые регистрируют, отслеживают и сообщают о задолженности, - уточнила Георгиева.
3. Поощрять улучшение сотрудничества между странами-заемщицами и кредиторами. Речь идет о совместной работе по улучшению раскрытия информации о долговых контракты, что поможет снизить риски и повысить подотчетность. И в комплексе улучшит управление долгами.
В то же время сам по себе долг, по выводам экспертов, для большинства государств не является вредным и опасным. Но он может повышать уязвимость той или иной страны (или группы стран) перед кризисными явлениями и шоками (например, валютными). Поэтому в мире все больше внимания уделяют оценке устойчивости госдолга и возможностей стран обслуживать задолженность в будущем, параллельно развивая национальные экономики. В этом контексте в Украине рассчитывают до конца 2022 года снизить уровень государственного долга до 43% ВВП. Таким образом, мы приблизимся к нынешнему показателю соседней Польши.
Владислав Обух, Киев