Выводы очевидны: это беспардонное давление на новоизбранного президента, попытки максимально использовать период межвластия, шантаж Запада... Но давайте подробно
Президент РФ Владимир Путин подписал указ об упрощенном порядке получения российского гражданства для жителей оккупированных районов Донецкой и Луганской областей. Об этом сообщает российский Интерфакс. Как говорится в тексте указа, такое решение принято президентом РФ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, на основании общепризнанных принципов и норм международного права, в соответствии со статьей 29 Федерального закона номер 62 от 31 мая 2002 года О гражданстве РФ. Сообщается, что рассмотрение заявлений о принятии в гражданство жителей оккупированного Донбасса осуществляется в срок, не превышающий трех месяцев со дня подачи заявления и необходимого перечня документов. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть, с сегодняшнего дня.
Укринформ обратился к экспертам-политологам с такими вопросами: чем этот демарш вызвано и каких последствий следует ожидать?
Богдан Яременко, дипломат, председатель Фонда Майдан иностранных дел:
“Такими действиями РФ наконец признала свою роль як государства-оккупанта на Донбассе”
– Путин пытается усилить свои позиции на переговорах. Он показывает, что у него много инструментов давления и влияния на ситуацию помимо военных методов и тому подобное. Это игра. И нацелена она на то, чтобы показать, кто в доме хозяин. Последствия будут такими: Россия будет все глубже увязать в этом конфликте. Будет вынуждена продолжать действия, которые, с одной стороны, все больше привязывают оккупированные территории к России, а с другой - связаны с необходимостью для РФ дополнительных расходов для выполнения своих функций страны-оккупанта. Это ситуация, которой нужно воспользоваться. Несмотря на период институционального ослабления, большая ответственность сейчас и на действующем Президенте Порошенко, и на министрах, и на руководителях органов исполнительной власти. Сейчас надо активизировать работу, апеллировать к международному сообществу, требовать дополнительных санкций против Российской Федерации, обращать внимание на то, что такими действиями РФ наконец признала свою роль, как государства-оккупанта на Донбассе. Говорить есть о чем. Что касается будущего Президента, то перед ним стоит задача решить этот вопрос в комплексе. То есть не столько остро реагировать сегодня, а сколько поиск путей вовлечения России в реальные переговоры о ситуации на Донбассе, о решении конфликта. Но это задача значительно сложнее, многограннее.
Владимир Арьев, глава делегации Верховной Рады Украины в Парламентской ассамблее Совета Европы:
“Путин повышает ставки, пытается запугать и склонить к уступкам неопытного Президента”
– Путин демонстрирует усиление давления на Украину после президентских выборов. Он спешит повысить ставки, запугать неопытного президента и сделать все, чтобы Зеленский пошел на уступки, и серьезные. Сейчас это означает срыв Минских соглашений. Поэтому действующему Президенту Порошенко придется сделать все от него зависящее, чтобы санкции против РФ усилились или, по крайней мере, усилились в будущем. В частности я, как глава делегации ВР в ПАСЕ, сейчас с коллегами-парламентариями будем обращаться к организации сделать все возможное для того, чтобы отреагировать должным образом, а также - избежать любого сценария возвращения РФ в ПАСЕ в условиях ухудшения ситуации.
Про последствия. Вижу южноосетинский сценарий. Там тоже на территории южной Осетии, которая принадлежит Грузии, раздавали паспорта граждан РФ. А потом, в 2008 году, это было использовано как повод для вторжения в Грузию. Поэтому после такого решения по оккупированному Донбасса, вероятность прямой агрессии Российской Федерации против Украины существенно возрастает”.
Олег Саакян, политолог:
Украина избрала Владимира Зеленского, из которого слепить “хунту” или “карателя” России быстро не удастся
– Этот сценарий уже давно обсуждался в России, но только сейчас по нему принято решение. Думаю, в Кремле хотят создать страшилки для Запада относительно возможной заморозки конфликта и фактически ультиматум для будущего переговорного процесса: или РФ паспортизует эти территории, соответственно – никакой реинтеграции и переход к фазе горячей войны, или Украина принимает условия капитуляции. Это первое. Второе - это ответ на избрание президентом Владимира Зеленского, у которого высокий уровень узнаваемости, и в РФ, и на оккупированных территориях. И эта его узнаваемость, она под знаком «плюс», а значит - там может распространиться определенный уровень лояльности к украинскому государству, в частности, это касается оккупированных территорий Донбасса, где разочарованы и обижены на Российскую Федерацию, которая не присоединила их к себе по крымскому сценарию. Соответственно, люди на этих территориях являются заложниками, инструментом России для выматывания Украины. А эти территории держались исключительно на страхе перед карателями, киевской хунтой. Им вбивали в головы, что в постмайданной Украине будет жить гораздо хуже, чем сейчас. Но Украина выбрала Владимира Зеленского, из которого слепить хунту или карателя России на сегодня быстро не удастся. Поэтому, повторюсь, это создает более положительное отношение к Украине, чем к РФ. Чем можно перебить подобные настроения? Один из мостиков - раздача паспортов, как путь к тому, что в будущем РФ их же присоединит, и они станут еще одним российским регионом, подобным Крыму. Кроме того, думаю, что в ближайшие месяцы мы увидим развертывание РФ соцвыплат на оккупированных территориях, с их последующим перенаправлением именно как гражданам Российской Федерации. Это будет делаться для того, чтобы загнать людей под принудительную паспортизацию. То есть, есть паспорт - получаешь пенсию, нет - гуляй.
Что касается последствий. Я уже сказал, что РФ поднимает ставки в переговорном процессе. Ведь, во-первых, это дополнительный инструмент дезинтеграции территории, во-вторых, это осложнение интегрированности в Украине, как сегодня, так и после завершения боевых действий в будущем, и, в-третьих, это ухудшение имиджа Украины на оккупированных территориях из-за закрытия окна возможностей для новоизбранной власти, поскольку одним из вопросов, которым постоянно коммуницировал Зеленский - это нахождение механизма по выплате пенсий в ОРДЛО.
Владимир Фесенко, политолог:
“Этот факт должен рассеять иллюзии многих наших политиков или общественных деятелей, которые до сих пор думают, что с Россией еще возможно о чем-то договориться по Донбассу”
– После того, что произошло в 2014 году, говорить, что выдача российских паспортов приведет к новым принципиальным последствиям, нет оснований. Это отражает постепенную ползучую оккупацию этих территорий. Если раньше это было неформально, полуформально, то сейчас происходит формализация оккупации. Языком животного мира это называется метить территорию. На мой взгляд, это стратегия команды Суркова. Что надо понимать всем нашим идеалистам, которые думают, что Путин нам что-то вернет, что можно договориться о возвращении этих территорий? Стратегия команды Суркова - сохранить раскол Донбасса, контроль России над территорией Донбасса, и паспортизация - это лишь важный элемент косвенной оккупации. Именно этот факт должен рассеять иллюзии многих наших политиков или общественных деятелей, которые до сих пор думают, что с Россией еще возможно о чем-то договориться по Донбассу.
Это не значит, что нужно отказаться от переговоров. Нашим дипломатам и будущему президенту нужно будет при каждой возможности напоминать и Ангеле Меркель, и Эмманюэлю Макрону как участникам переговоров, об этой паспортизации, которая и является свидетельством реальной оккупации.
Пока есть определенные шансы прекращения боевых действий на Донбассе. Хоть это и трудно, но нужно стремиться выйти на режим прекращения огня в соответствии с Минскими соглашениями. Надо понимать, что у Путина могла быть другая тактика, более гибкая, но то, что они выбрали - экономические санкции, эмбарго на нефтепродукты, уголь, паспортизацию - это шантаж, жесткое давление. Это значит, что шансов на достижение какого-то взаимовыгодного компромисса становится все меньше.
Сергей Высоцкий, народный депутат (фракция Народный фронт):
“Россия де-факто вышла из Минских соглашений”
– Единственный возможный ответ на начало выдачи российских паспортов в оккупированном Донбассе - немедленные консультации с партнерами, в том числе в нормандском формате, стремительный призыв к расширению санкций, и разрыву дипотношений с Россией. Новоизбранного президента проверяют на прочность. Подготовив ему одновременно и дипломатический, и экономический - бензиновый, кризис. Цель - через реваншистов им. Портнова побудить Зеленского к быстрой капитуляции на российских условиях. Под угрозой экономического кризиса и манипулируя вопросом вечной потери оккупированных территорий.
Учитывая действия России, слухи о роспуске Рады и отставке спикера Парубия - это никакие не разборки групп влияния. Это продолжение кремлевского плана «Шатун». России нужно дестабилизировать украинскую власть, уничтожить парламент как последний орган, который в этих турбулентных условиях может генерировать скоординированную государственную политику. И сыграть блицкриг с ориентированной на Москву частью окружения Зеленского, пока мы будем находиться в хаосе. Надеюсь, что несмотря на отсутствие политического опыта, у новоизбранного президента хватит мудрости не повестись на этот план. Иначе последствия его воплощения будут катастрофическими как для него самого, так и для государства.
Олеся Цыбулько, экс-советник министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины:
“Путин проверяет Украину на прочность в период смены Президента”
– Я не хочу разбирать мотивацию Путина, потому что это неблагодарное дело. Мотивы могут быть разные: от проверки прочности Украины в период смены президента до принуждения вести переговоры с тем, на кого он покажет, или местью за новую газовую директиву ЕС, которая ставит под угрозу проект Северный поток-2.
Относительно последствий. Все будет зависеть от действий, в частности, Украины. Мы должны как можно скорее поднимать этот вопрос в мире, акцентировав внимание на противоправных действиях РФ, это нарушение Минских договоренностей, выносить этот вопрос в ООН, поднимать в Минске, собирать нормандский формат. От того, насколько активной будет наша дипломатия, от этого будет зависеть ужесточение санкций в отношении РФ.
Опросили Мирослав Лискович, Юлия Горбань. Киев