Низкие результаты немецких консерваторов и социал-демократов грозят внутриполитическим кризисом
Рожденное в муках и хрупкое изначально правительство ФРГ подверглось новому испытанию. На этот раз им оказались европейские выборы. Результат их для правящей коалиции с немалой долей вероятности может приблизить то, что ей и так давно предрекали – развал.
В ходе голосования в Германии консерваторы (правящий блок христианских партий ХДС и ХСС, выступавший единым фронтом) в принципе получили большинство в абсолютных цифрах. Но что это за большинство? Не слишком убедительные чуть около 28% при том, что это почти на 8% меньше, чем 5 лет назад. И худший результат в истории.
У социал-демократов ситуация и вовсе печальная – мало того, что тоже худший результат в истории, еще и жалкие 15 с небольшим процентов – чуть не вдвое меньше, чем на прошлых выборах.
Такой расклад создал если и не открытый кризис, то сильную турбулентность в немецком политикуме. Пострадавшие партии начали экстренно совещаться, обещать извлечь уроки, оптимизироваться, улучшиться, очиститься и вообще больше прислушиваться к своим избирателям и их насущным нуждам.
Прозвучит грубо, но – поздно, господа, пить боржоми. Кризис зреет давно, и парламентские выборы в Германии, прошедшие полтора года назад, уже были не просто тревожным звоночком, они были прям таки набатом, звонившим о кризисе партий, которые в Германии называют себя народными. И разве были сделаны какие-то выводы? Не похоже.
МЕРКЕЛЬ И АКК
Среди размахивающих руками после выборов, ругающихся между собой и внутри себя правящих партий едва ли не самой белой и пушистой выглядит канцлер ФРГ Ангела Меркель. Уже хотя бы потому, что она сама свела свою роль в предвыборной агитации к минимуму.
Будучи более не лидером Христианско-демократического союза, она, с одной стороны, предоставила Крамп-Карренбауер возможность проявить себя и набрать баллы (АКК перед избранием ее обещала обеспечить на выборах 40% голосов). С другой – наверное, просто посчитала себя не обязанной активно участвовать в кампании, ограничившись общими заявлениями в поддержку единого кандидата от ХДС/ХСС Манфреда Вебера, которого хотела бы видеть во главе Еврокомиссии. (Забавно, но как показал недавний соцопрос, большинство немцев – более 59% – этого не хотят, и лишь менее трети поддерживают его кандидатуру).
Теперь Меркель с легкой душой может сказать, что она к провальному результату своих однопартийцев не очень то и причастна. Хотя, мы вряд ли может заподозрить «железную канцлерин» в подобной беспринципности и желании уйти от ответственности.
Как бы то ни было, но если раньше и ходили слухи о том, что Меркель может покинуть пост главы правительства до окончания срока, до 2021 года (она сама их, впрочем, постоянно отметала), то теперь она, даже если и была где-то глубоко и такая мысль, вряд ли пойдет на этот шаг. Поскольку, наверное, понимает, что отдала бразды правления не совсем в те руки, которые твердо поведут христианских демократов в светлое будущее.
Нынешнюю председателя ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр (АКК) на этот высший в партии пост Меркель продвигала сама. Бывшая премьер-министр самой маленькой немецкой федеральной земли Саарланд – ее креатура. АКК вначале даже называли «Меркель 2.0».
Похоже, ярлык «клона Меркель» Крамп-Карренбауэр сильно нервировал. Она, правда, не сразу, начала стараться демонстрировать, что является совершенно независимым политиком. Но, как показали полгода председательства, не настолько опытным и искушенным, как, вероятно, надеялась Ангела Меркель. Некоторые неудачные и неполиткорректные высказывания лидера ХДС широко обсуждались прессой и общественностью. Неловкие моменты – будь то давние высказывания в адрес секс-меньшинств или совсем свежие намеки на целесообразность ограничения свободы выражения мыслей – явно не способствовали росту популярности.
Что же имеет сегодня в активе политик, которого еще несколько месяцев назад называли весьма вероятным следующим канцлером? Не хотят видеть ее на этом посту, не считают способной справиться с задачами 70% опрошенных соцслужбой Forsa. Да что там «среднеститистический» избиратель, в собственной партии, ХДС, лишь 38% членов проголосовали бы за Крамп-Карренбауэр, если бы могли избирать канцлера.
УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ
И вот уже СМИ, которые, надо признать, вообще не слишком благоволят к АКК, намекают, со ссылкой на некое близкое окружение канцлера, что Меркель разочарована в своей преемнице на посту главы партии и потенциальной – на посту главы правительства. Последнее, впрочем, – вне зависимости даже от предпочтений избирателей, возможно исключительно в том случае, если христианские демократы будут сильнейшей партией в 2021 году, когда должны пройти очередные выборы в Бундестаг.
Но, если все будет развиваться так, как оно развивается сейчас, и ХДС будет медленно, но верно, терять рейтинги, то вопрос отпадет сам собой. Но ведь в том и состоит роль и задача партийного шефа – привести свою партию к выборам сильной. Чем дальше – тем больше тех, кто сомневается, что нынешний председатель это может.
В ближайшее воскресенье руководство ХДС намерено провести у себя «разбор полетов» европейских выборов. (Надо отметить, что даже более горячие разборки с массой взаимных упреков и обвинений идут в эти дни и в Социал-демократической партии Германии). Не исключено, что вопрос о персоналиях будет поставлен на повестку дня.
Поговаривают, к тому же, что АКК созвала заседание, не переговорив заранее с Меркель, что еще больше «разочаровало» последнюю. Впрочем, Ангела Меркель уже поспешила назвать эти слухи «чепухой». «Я не занималась ерундой за всю свою многолетнюю политическую деятельность. Вот почему я не хочу комментировать это», – заявила она журналистам после саммита ЕС в Брюсселе.
Озвученное давно решение Меркель доработать до конца нынешнего законодательного периода является во всех отношениях шагом ответственным. Уйди она в отставку сейчас, это может и не повергло бы страну в страшный хаос, но точно добавило бы неопределенности, на фоне которой всегда, как показывает практика, выигрывают популисты и националисты. Меркель, управляющая ФРГ 14 лет, конечно же, не хочет для своей страны такой судьбы.
К тому же, несмотря на то, что лидером партии она уже не является, в умах многих с ней, безусловно, партия ассоциируется. И пока во главе правительства стоит Ангела Меркель, это может восприниматься как некий якорь стабильности.
Однако, в декабре, в середине легислатурного периода, будут подведены промежуточные итоги деятельности этого правительства. Отнюдь не факт, что нынешняя, как уже говорилась, созданная с большой натяжкой коалиция сможет сохраниться. Причем развалить ее могут изнутри сами участники: и в блоке ХДС/ХСС, и в СДПГ есть силы, которые винят друг друга в падении своей популярности и призывают к разрыву партнерства.
И тогда, хочет Меркель или нет, ее канцлерству объективно может наступить конец.
Это, впрочем, еще не известно. Меркель – боец и постарается сделать все, чтобы сохранить правительство в том или ином виде.
Что известно точно, так это то, что если ей это не удастся, она уйдет из политики. Навсегда.
Ольга Танасийчук, Берлин
Первое фото: Getty Images