Как правительство Алексея Гончарука предлагает легализовать игорный бизнес и какие сюрпризы ждут любителей азарта
Правительство наконец зарегистрировало в Верховной Раде долгожданный законопроект №2285 «О государственном регулировании деятельности в сфере организации и проведения азартных игр». Сейчас текст опубликован и передан на рассмотрение парламентских комитетов. Дата первого чтения пока не известна - председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков утверждает, что законопроект не готов к рассмотрению. Не исключено, что причиной задержки стала борьба за его юрисдикцию между двумя парламентскими комитетами - экономическим, где сегодня законопроект прописан, и финансовым, который требует вернуть документ себе. Однако времени не много - президент Украины Владимир Зеленский ожидает, что парламент решит вопрос легализации игорного бизнеса до 1 декабря. По оценкам Оксаны Маркаровой, министра финансов Украины, потенциальные доходы от игорного бизнеса, по консервативным расчетам, могут достичь 5-9 миллиардов гривен в зависимости от того, какая финальная модель будет принята. Ее шеф, глава Кабмина Алексей Гончарук, осторожнее в прогнозах - по его мнению, в бюджет поступит около 2-2,5 млрд грн.
Вся жизнь – игра
Игорный бизнес в Украине официально находится под запретом с 2009 года. Поверхностно может показаться, что все это время государство было категорически против деятельности, связанной с организацией азартных игр. Однако, обратившись к тексту Закона Украины «О запрете игорного бизнеса в Украине», а именно его заключительных положений, видим интересный контекст, из которого следует, что запрет был временным, и тогдашний Кабмин получил три месяца на разработку альтернативного законопроекта о деятельности и организации азартных игр. Но что-то пошло не так, законопроект «потерялся», и с тех пор, де-юре, оставался запрет, который теперь Кабмин Алексея Гончарука и пытается снять.
Поэтому коротко об основных принципах легализации игровой деятельности.
В Украине разрешат все виды азартных игр во всех их проявлениях. Но эту деятельность, во-первых, лицензируют, а полученные средства будут направлены на финансирование медицины, спорта и культуры. Во-вторых, число участников рынка лимитируют и внесут их в специализированные реестры. Проект разрешает на всю страну: 20 казино, 800 букмекерских пунктов, 160 игровых салонов (всего 40 тысяч игровых автоматов), 5 покерных клубов и 5 покерных интернет-клубов. Планируется также создание государственного лотерейного монополиста, который будет обязан открыть по всей Украине не менее 1000 пунктов реализации билетов. Его выберут по итогам электронного аукциона. Что касается интернет-казино и букмекерства, то эти два вида деятельности объединили и предусмотрели всего 10 лицензий.
Ключевой новеллой является намерение разместить казино и залы игровых автоматов в гостиницах. Казино - в 5-звездочных, автоматы - в 3-4-звездных. И при этом, чтобы количество номеров была больше 200 для Киева и большей 150 для всех остальных городов.
Важнейшей нормой законопроекта является создание онлайн-системы, к которой должно быть подключено оборудование организаторов азартных игр и каждый игровой автомат Украины. Эта система должна контролировать все ставки, депозиты, выплаты, денежные потоки и передавать всю информацию в новый уполномоченный орган - Комиссию по развитию и регулированию азартных игр, которая сможет дистанционно отключить нарушителя от системы.
Украинская ассоциация игровой индустрии (УАИИ, созданная в 2016 г..) Приветствует одобрение Кабинетом Министров Украины законопроекта о легализации игорного бизнеса в Украине. Текст проекта в целом охватывает весь комплекс правоотношений, необходимо урегулировать для полноценной легализации игорного бизнеса в Украине и детенизации этого сектора . в то же время для обеспечения принятия качественного закона, который будет сбалансировано учитывать интересы общества, государства и бизнеса, Ассоциация отмечает необходимость доработки текста законопрое то при его подготовке к принятию в первом чтении , – говорится в офіициальном заявлении УАИИ.
Опрошенные корреспондентом Укринформа эксперты в целом тоже поддерживают законопроект, правда с некоторыми замечаниями.
Альтернативы вообще-то нет
Виктор Шульга, учредитель платформы Business Solutions, эксперт по корпоративной безопасности:
– Абсолютно не выход из ситуации, если просто взять и запретить реально существующую деятельность. Десятки тысяч граждан имеют доход от игрового бизнеса, как основной деятельности, и еще десятки тысяч смежно связаны с его организацией (аренда помещений и т.п.). Поэтому, если не создана разумная альтернатива, а вместо этого есть только запрет - люди вынуждены уходить в теневой бизнес.
Ситуация с игорным бизнесом должен решаться органично. Если населению присуща тяга к такого рода развлечениям или «легким» деньгам - нужно дать такую возможность, однако обложить ее налогом. Иначе есть все шансы создать что-то невнятное, снова загнать бизнес в подполье, что выгодно только коррумпированным полицейским.
Сам законопроект прописан довольно ясно. В частности, о порядке надзора и контроля за деятельностью учреждений, в том числе основания для внеплановых проверок. Это означает, что деятельность не будет полностью бесконтрольной, а вводятся реальные механизмы надзора. Предусмотрен достаточно широкий перечень требований законодательства, за нарушение которых учреждения будут нести финансовую ответственность.
На первый взгляд, предлагаемый законопроект адекватен и при нормальном функционировании должно обеспечить стабильное дополнительное финансирование медицины, культуры и спорта. По крайней мере так указано в самом проекте. Но есть одна черта нашей законодательной системы, которой стоит остерегаться - реализация норм на практике. Именно практика применения закона и укажет на его реальные недостатки.
Необходимо защитить игрока от мошенничества со стороны оператора азартной игры
Николай Мельник, генеральный директор Аналитической группы Левиафан:
– Проект Закона о государственном регулировании деятельности в сфере организации и проведения азартных игр (р.№2285) призван комплексно легализовать все виды азартных игр. Комплексность законопроекта - хороший признак, ведь это помогает избежать коллизий в части регулирования таких видов азартных игр, как казино, игровые автоматы, тотализатор, лотереи.
По моим подсчетам, в результате принятия этого законопроекта из тени может быть выведено до $500 млн в год. Идеальная модель, это когда возможность заниматься этим бизнесом есть у каждого, при условии, что государство этому способствует хотя бы на уровне справедливой судебной и адекватной правоохранительной систем. А этого не произойдет.
Проблемных моментов азартных игр есть несколько:
- гарантирование выплат;
- защиту несовершеннолетних и больных лудоманией;
- обеспечение отсутствия мошенничества со стороны оператора азартных игр.
Первый вопрос регулируется путем установления требований к уставному капиталу оператора азартных игр (30 млн грн) и обязательством иметь деньги на счетах или действительную банковскую гарантию (25 млн грн).
Защита несовершеннолетних и людей, больных лудоманией (игроманией), хотя и довольно неплохо прописана, но без реального механизма штрафов за допуск несовершеннолетних и лудоманов к азартной игре остается декларативным и неэффективным.
Чтобы защитить игрока от мошенничества со стороны оператора азартной игры в законопроекте указано, что оборудование, игровые автоматы и т.д. должны пройти сертификацию. Считаю, что в условиях Украины в законе надо прописывать не только общий механизм сертификации, но и процент обязательного выигрыша, иначе в высоких кабинетах об этой маленькой детали могут забыть. А без гарантированного выигрыша (условно говоря, в США игровой автомат должен отдать игрокам 83%, того, что было в них вброшено), игра превратится в мошенничество со стороны владельцев игровых заведений.
Дайте лицензии всем, а там и весь рынок увидите
Руслан Соболь, председатель правления Ассоциации владельцев малого и среднего бизнеса:
– Я считаю, что законопроект в таком варианте работать не будет. Как минимум из-за необходимости перейти в гостиницы, которых на всех может и не хватить. Неужели мы серьезно рассчитываем, что организаторы уличной игры сразу закроются из-за этого? Конечно, нет, продолжат работать. То есть, мы еще больше усиливаем коррупционное поле в этой сфере. Если же государство нажмет, такие операторы просто уйдут в интернет, где их проконтролировать вообще невозможно.
В моем понимании решение может быть следующим. Сначала выдать на три года лицензии всем без исключения операторам рынка, и пусть это будут дорогие лицензии. Таким образом, получим доход в бюджет и сможем посчитать рынок - объемы, спрос, предложение, количество клиентов. За это время нужно вывести с рынка лудоманов, предложив им лечебные и реабилитационные программы (в развитых экономиках именно так и делают). И только когда будет проведена полная аналитика рынка, поступят деньги в бюджет, будет понятно, как дальше формировать государственную стратегию.
Из-за угрозы реального лишения свободы большинство предпочтет легализацию
Юрий Радзиевский, управляющий партнер адвокатского объединения «Радзиевский и Яровой»:
– Во-первых, сам факт урегулирования и легализации рынка азартных игр является позитивным сигналом. Государство не прячется, «по-пуритански» делая вид, что такого бизнеса не существует, а признает его, пытается минимизировать его негативное влияние и получить выгоду для бюджета. Во-вторых, важно, что в законопроекте предусмотрены меры для борьбы с лудоманией (игровой зависимостью). В частности, механизм «самоограничения», когда человек сам может написать заявление о недопуске к азартным играм на срок от 6 месяцев до 3 лет - и это заявление будет обязательным для выполнения всеми операторам игорного рынка благодаря единой базе данных. Кроме того, все операции, включая продажу лотерей, будут проходить через идентификацию клиента, то есть с предъявлением паспорта, так же как и получение выигрышей. Правда, в документе есть и менее четкие формулировки, например, о людях с «выраженной лудоманией». Как это распознать и кто это должен делать, по каким признакам - не указано.
Введение реального лишения свободы за незаконную игорную деятельность подтолкнет организаторов азартной деятельности к уважению закона. Если раньше были предусмотрены только штрафные санкции, правда немалые, то теперь за деятельность без лицензии повторно или группой лиц - предусмотрено до 3 лет лишения свободы с конфискацией игорного имущества. Это сделает гораздо опаснее существование нелегальных казино или подпольных букмекерских контор, большинство предпочтет легализацию. Правда, статья вступит в силу только с 1 января 2021 года, год до того нелегалов будут только штрафовать. Есть опасения, что это позволит обогатиться нечистым на руку полицейским чиновникам.
Официальных робочих мест станет больше
Олег Горецкий, управляющий партнер юридической фирмы “Горецкий и партнеры”:
– Законопроект №2285 предлагает регулировать игорный бизнес в Украине, устанавливая много ограничений. В том числе, по размещению игорных точек, лиц, которые могут быть игроками, и требований к организаторам игорного бизнеса. Для контроля за бизнесом создается система онлайн-мониторинга, обеспечивающего круглосуточный прием и обработку информации о зарегистрированных ставки, сделанных выплатах, валовом доходе организатора азартных игр и т.п. Это позволит государству контролировать доход, с которого будут платиться налоги и сборы.
Некоторые склонны считать, что легализация сократит число рабочих мест, но это не так - законопроектом предусмотрено, что, в частности, в казино должно работать не менее 50 человек по трудовому договору. То есть, дополнительное финансирование госбюджета, направление этих средств на реальные потребности государства, увеличение числа рабочих мест, мониторинг уже существующего, но бесконтрольного игорного бизнеса со стороны государства станут очевидными плюсами в случае принятия Закона Украины «О государственном регулировании деятельности в сфере организации и проведения азартных игр».
Виктория Кубина, Киев