Между тем Украина уже празднует Рождество «по-гречески»
Каждый год в конце ноября Украина начинает рассуждать о том, когда лучше праздновать Рождество – 25 декабря по новоюлианскому (григорианскому) календарю или 7 января – по юлианскому. Информповод может быть любой, но дискуссия разгорается и в нее вовлекаются пользователи в соцсетях, медиа, верующие. А когда два года назад 25 декабря сделали государственным праздником, то тема “два Рождества” вообще стала чуть ли не обязательной для освещения.
В этом году информповодом рождественской даты стало несколько прошлогодних интервью предстоятеля ПЦУ блаженнейшего Епифания (кстати, впервые вопрос о календарной реформе ему задал год назад, еще до интронизации, журналист Укринформа). Отвечая на вопрос журналистов, он сказал, что речь о переносе даты празднования вести можно, но не сейчас, потому что это может внести смуту и раскол. Поэтому говорить о календарной реформе стоит тогда, когда будет согласие большинства верующих. (В этом году нечистоплотные медиа разогнали сфальсифицированную новость, что якобы Епифаний «отменил Рождество 7 января»).
Кстати, несколько лет назад в российском журнале, тесно связанном с РПЦ, на вопрос о переносе даты празднования Рождества отвечали с такой же формулировкой: если Поместный собор РПЦ (своего рода съезд верующих, духовенства, монашества) решит, тогда будет можно.
То есть воля паствы, готовность верующих – и в версии РПЦ должна быть двигателем календарной реформы. Подчеркнем: публикации о необходимости календарной реформы давно ведут и в РПЦ, которая сегодня в Украине выступает оппонентом новой даты.
Мы же сегодня решили очертить главные проблемы и тренды празднования Рождества по-гречески (называть 25 декабря “католическим” – глубоко ошибочно, потому что по новоюлианскому календарю дату рождения Спасителя празднует 9 из 15-ти поместных церквей).
1. КОГДА ПРАВИЛЬНЕЕ ПРАЗДНОВАТЬ: 25-ГО ИЛИ 7-ГО?
Сначала – аксиома. Принятая церковью дата празднования Рождества – 25-го декабря. Почему именно она – это отдельная тема. Не углубляясь в нее, скажем: эту дату считают уже с 5 века нашей эры астрономы, образованные монахи, богословы, историки церкви и просто историки. За привязку берут такие евангельские указания, как даты правления и смерти Ирода, время переписи населения, а также такое астрономическое явление, как вифлеемская звезда. А, даже не углубляясь в детство человечества, недавно один из украинских религиоведов Вячеслав Горшков в своей рождественской лекции доказал достоверность рождественской даты 25 декабря.
Празднование 7 января объясняется не разницей дат, а разницей календарей. Юлианский календарь был изменен более точным, григорианским. У православных есть определенные отличия, поэтому его второе название – новоюлианский. Далее мы так и будем называть его – григорианским или же новоюлианским. РПЦ не приняла новый календарь, поэтому она и мы празднуем церковные праздники с разницей в две недели.
2. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В УКРАИНЕ ТРАДИЦИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА 25 ДЕКАБРЯ?
Большинство христианского мира, римо-католики и протестанты Европы и США – живут по григорианскому календарю. Среди православных церквей большинство (9 из 14) тоже пользуются григорианским, поэтому празднуют Рождество 25 декабря. Исключение составляют: Русская, Польская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская церкви. Эти церкви празднуют Рождество по старому стилю, то есть 7 января, как и православные церкви Украины.
На сегодня в Украине, по данным СМИ, насчитывается примерно 11 тысяч католических и протестантских общин (около 30% от всех религиозных организаций Украины), которые празднуют Рождество 25 декабря.
Но не только римо-католики и протестанты. Часть украинских сел на Буковине, а одно – в Одесской области, празднуют в своих православных приходах Рождество 25 декабря. Эта традиция существует еще с позапрошлого века, с тех времен, когда эти территории были канонической частью Константинополя. И не только в селах была такая традиция.
25 декабря в Киево-Печерской лавре при жизни почившего проукраинского митрополита Владимира Сабодана праздновали Рождество для сотрудников иностранных посольств. Собственно, проукраинское крыло УПЦ МП (сегодня клирики Поместной церкви Украины) еще в 2015 году впервые публично (в музейной церкви Владимира Сабодана) отслужили литургию, объединив рождественскую тематику с праздником Спиридона Тримифунтского, которого чествуют в этот день.
Это была прекрасная служба, возглавляемая митрополитом Александром Драбинко при участии лучших клириков УПЦ МП, а также клирика Константинопольского патриархата Алексея Струве (он по совместительству работал в Киеве французским дипломатом).
“Мы хотели познакомить православных с традициями христианского мира – с традициями других, западных церквей. С другой стороны, мы хотели выступить гостеприимными хозяевами, потому что в Украине сегодня очень много людей со всего мира. То есть, мы как гостеприимные хозяева можем этим людям предложить праздничный день”, – говорил всем известный Георгий Коваленко.
Драйверами этой дискуссии со стороны клира выступили митрополит Александр, о.Георгий и священники, которые служат в Спасо-Преображенском соборе. Собственно, отец Георгий первым вбросил в информпространство идею сделать 25 декабря государственным выходным. И таки власти сделали его выходным! Ровно через два года.
Интересно, что, по сообщениям СМИ, в этом году депутаты Волынского областного и Луцкого городского советов, члены общества «Просвита» и другие активисты обратились к высокопреосвященному Михаилу (руководитель Волынской епархии ПЦУ) с просьбой служить рождественские богослужения в кафедральном соборе Святой Троицы уже в декабре этого года, и так основать традицию.
Владыка Михаил вроде бы с пониманием воспринял инициативу. Но пока не известно, благословит ли он службу рождественского богослужения 25 декабря. При этом он подчеркивает, что речь не идет об отмене празднования Рождества Христова 7 января. А те, кто хочет его отметить вместе со Вселенским Патриархатом и другими православными церквями 25 декабря, – должны и рождественский пост начать раньше, а именно 15 ноября.
3. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СОПРОТИВЛЕНИЕ НОВОЙ ДАТЕ ПРАЗДНОВАНИЯ?
Кто главный оппонент новой даты празднования? Таких групп несколько. Основное сопротивление оказывает руководство УПЦ МП.
(Это при том, что попытки перейти на новый календарь Русская православная церковь делала и в 1918, и в 1923-м – тогда это вообще ложилось в русло «демократизации» церкви бывшей Российской империи).
Но, возвращаясь в сегодняшний день, отметим, что, когда в ноябре 2017 года парламент принял решение о государственном выходном 25 декабря, спикер УПЦ МП епископ Климент заявил: “Христос родился один раз, а не два. Этим решением Верховная Рада показала, что ей нет дела до мнения народа Украины. Согласно всем социологическим опросам, значительное большинство украинцев празднует Рождество 7 января”.
Интересно вспомнить, что один из главных прокремлевских епископов УПЦ МП Лука (Запорожский) отреагировал на государственный выходной 25 декабря довольно агрессивно, сказал, что это «антинародный, антиправославный политический проект»... Однако сам в этот день сослужил в Будапеште рождественскую Всенощную, где даже зачитывали рождественское “новостильное” послание патриарха Кирилла. Эта история получила широкую огласку, а “календарная” принципиальность владыки, которая закончилась за пределами Украины, еще долго была предметом шуток.
Впрочем, не только УПЦ МП – против нового календаря. Часть священства и иерархов автокефальной церкви тоже видят определенные угрозы в быстрой календарной реформе.
4. С КАКИМИ УГРОЗАМИ СВЯЗАН ПЕРЕХОД К НОВОЙ ДАТЕ?
Дело в том, что некоторые автокефальные православные церкви, которые перешли на новый стиль, получили приходы, которые отказались переходить на новый календарь. Не то, чтобы раскол-раскол, но – десятки старостильных приходов, которые продолжают жить по старому календарю, – не очень хорошее явление для единства церкви. Такие старостильные приходы существуют даже в монолитных Румынии и Греции. Кроме того, если перейти на новый стиль, то надо понимать, что изменения касаются не только даты Рождества. Пересматривать приходится и дни празднования других церковных праздников – Сретения, Благовещения, Преображения, Успения...
Этот вывод совпадает с мнением предстоятеля Украинской греко-католической церкви. Блаженнейший Святослав два года подряд заявлял: «Мы должны стремиться к тому, чтобы праздновать Рождество и другие непереходящие праздники по более точному григорианскому календарю – так, как это сейчас делают не только католики, но и большинство православных церквей мира. Этот вопрос имеет не столько догматическое, как дисциплинарное содержание».
Впрочем, и он считает, что такие реформы, как изменение календаря, уже не раз провоцировали церковные разделения и расколы: «Я хочу, чтобы этот вопрос поднимала не только иерархия, но и миряне. Все церковное тело может проникнуться идеей празднования непереходных праздников по григорианскому календарю. Кроме того, эта идея должна иметь экуменический характер. У нас будет достаточно сил это осуществить, когда переход мы совершим вместе с нашими православными братьями. Тогда это благосклонно воспримется общественностью Украины и не породит новых препятствий для восстановления единства единой поместной Киевской церкви».
Поэтому сторонники взвешенного подхода тоже правы.
5. ЕСЛИ И ПРАЗДНОВАТЬ, ТО КАК?
Когда-то автор этих строк полушутя предложила иерархам новой Православной церкви (ПЦУ - ред.) два-три года на подготовку верующих к проведению календарной реформы. Обещания это сделать я не получила, но точно знаю, что в храмах бывшего Киевского патриархата реформу календаря начали обсуждать. Сторонники Рождества по новому стилю должны понимать, что церковь – консервативная и изменения требуют времени. Но в силах верующих – приблизить празднование Рождества по новому стилю.
Священники-реформаторы, например, предлагают учредить традицию литургически отмечать 25 декабря Рождество Христово ночным богослужением без перехода на новый стиль, без завершения поста (хотя этот вопрос можно соборно обсудить и принять компромиссное решение), оставив при поэтому традиционное большое празднование Рождества Христова 7 января.
А после службы можно в этот день посетить госпиталь, попраздновать его с бездомными и одинокими людьми (есть благотворительные сообщества, которые такое устраивают). Автор этих строк, например, первый государственный выходной 25 декабря провела на лекции Открытого университета Софии в стенах Софии Киевской, посвященной новой дате Рождества.
А можно и просто побыть с семьей и подумать о Рождестве, ведь это не только предвкушение чего-то нового, рождение Спасителя, нового года, но и опыт осознанной веры и ожидание чуда.
Лана Самохвалова, Киев