Проект закона о госрегулировании азартных игр Рада приняла в первом чтении, второе ждем до конца зимы
Законопроект №2285-п “О государственном регулировании деятельности относительно организации и проведения азартных игр” выносился на повестку дня трижды и неоднократно обсуждался на заседании профильного комитета. Вчера до его рассмотрения у депутатов не дошли руки, а сегодня утром за соответствующее решение проголосовали 260 народных депутатов, сообщает корреспондент Укринформа. 108 парламентариев высказались против, еще 32 воздержались или не голосовали.
Законопроект почти в полном составе поддержала фракция “Слуга народа”, в сумме 29 голосов дали внефракционные и группы “За будущее” и “Доверие”. “Голос”, “Батькивщина” и “Европейская солидарность” выступили монолитно против правительственного проекта. Представители “Оппозиционной платформы – За жизнь” еще вчера во время брифинга сообщали, что будут “бороться против легализации пороков, за мораль и здравый смысл” и голосов за легализацию игорного бизнеса не дали. И все-таки первый шаг к ней после 10 лет запрета азартных игр в Украине сделан.
“Когда мы примем этот закон, мы получим нормальный цивилизованный рынок азартных игр”, – отметил председатель подкомитета по вопросам организации и налогообложения игорного бизнеса Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Олег Марусяк, представляя проект закона в ВР.
Напомним, в нем предусмотрено возрастное ограничение для игроков — не разрешено играть в азартные игры лицам моложе 21 года, а также уголовная ответственность за организацию азартных игр без лицензии. Если законопроект поддержат во втором чтении, залы с игровыми автоматами будут размещать только в отелях, которые имеют три, четыре или пять звезд. Будут существовать ограничения рекламы игорных заведений, а резидентам государства-агрессора будет запрещено иметь игорный бизнес на территории Украины. Регулировать сферу азартных игр должен специальный орган – Комиссия по развитию и регулированию азартных игр, подчиненная Кабмину. В компетенции органа – лицензирование организаторов азартных игр, ведение соответствующих реестров, установление требований относительно сертификации игорного оборудования.
РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ — НЕПОЧАТЫЙ КРАЙ
Ко второму чтению законопроект еще можно и нужно править. “Какой-то закон лучше, чем никакого, это главный плюс всего процесса. Но осталось много следов деятельности лоббистов от разных видов игорного бизнеса”, – говорит по этому поводу Александр Чебаненко, эксперт Украинского института будущего. Удалось убедить депутатов, что минимальный возраст игроков необходимо повысить с 18 лет до 21, усовершенствовать схему работы Фонда поддержки медицины, спорта и культуры. “Комиссия, которая получит достаточно широкие полномочия, заработает только через год после вступления закона в силу, а в течение этого года сфера будет нерегулируемой, – отмечает Чебаненко. – Действительно легальным и прозрачным рынок могла бы сделать система онлайн-мониторинга, но она будет введена в действие только через 2,5 года”. А до этого не будем иметь достоверной информации, например, о перечисленных средствах. К слову, авторы законопроекта в предыдущем варианте документа указывали годовой срок запуска системы. “Но лоббистам удалось добиться увеличения срока”, – говорит эксперт.
В законопроекте заложена украинская сертификация игрового оборудования. “Это вызывает очень большой вопрос, потому что изначально предлагалась международная сертификация, в которой определены четкие нормы ответственности, нормы программного обеспечения, возможности подключения к персональным сетей и тому подобное”, – обращает внимание Елена Хотенко, председатель Совета Института налоговых реформ, вице-президент Ассоциации налогоплательщиков Украины, автор альтернативного законопроекта о легализации игорного бизнеса. По ее мнению, есть определенное недоверие к украинскому органу сертификации и определенные риски, что может быть сертифицировано существующее старое оборудование, которое не соответствует международным нормам. А в придачу – есть риск ручного вмешательства в систему онлайн-мониторинга по контролю за деятельностью этих аппаратов.
К системе онлайн-мониторинга следует подключить все без исключения игорные столы и автоматы, считает Хотенко, а это не больше чем 40 000 единиц, объединенных в одну мониторинговую систему. Но механизм пока не предусмотрен. “В законе указано, что игорные зоны будут только в отелях 3-4-5 звезд. Но, как показывает практика, часть бизнеса снова уйдет в тень, – рассуждает она. – Еще один риск этого законопроекта – монополизация. Один игрок может выкупить 35% от общего количества лицензий”. В результате получим 3-4 оператора рынка с преимущественным правом.
Игроки будущего рынка азартных игр неоднократно высказывали мнение, что налогообложение и стоимость лицензий должны быть приемлемыми. Прописанная на сегодня стоимость пятилетней лицензии, например, для казино – от 30 до 60 тыс. минимальных заработных плат. “Если вопрос в том, что потенциальные участники рынка не могут зайти из-за монополизации, то она уместна, – считает Елена Хотенко. – Стоимость адекватна ровно настолько, насколько ее готовы платить. А за лицензии готовы платить”.
Чтобы игорная индустрия стала дееспособной для рынка и полезной для государства, в законе должны быть доработаны стандарты, которые соответствуют лучшим мировым практикам, считают в холдинге Parimatch. “Инвестор должен чувствовать, что условия справедливы, и в первую очередь – справедливо налогообложение, – говорится в заявлении пресс-службы холдинга. – Ко второму чтению ожидаем, что будут подготовлены изменения в Налоговый кодекс. Важно сбалансировать цены на лицензии с налоговыми нагрузками”. Если понятной налоговой концепции и модели возврата инвестиций не будет, бизнес не сможет инвестировать в отрасль, заявляют в Parimatch.
По мнению Хотенко, во втором чтении закон будет рассмотрен в ближайшее время в соответствии с существующей нормой: до 1 марта Кабмин должен внести предложения к бюджетному кодексу. “Похоже, радикальных изменений в законопроекте ко второму чтению уже не будет”, – считает Чебаненко.
Укринформ неоднократно писал о перипетиях процесса легализации азартных игр, в предыдущих публикациях представитель букмекеров высказывал свою позицию относительно представленных в Раду законопроектов.
Татьяна Негода. Киев